Больше рецензий

28 августа 2021 г. 21:24

923

4 Буддисты и самозванцы

Этот роман часто ставят на первые места во многих списках современной русской прозы. Рекомендуют его, как один из лучший романов о «девяностых». Чтобы ярче раскрыть сущность последнего десятилетия двадцатого века, Юзефович параллельно современному сюжету разворачивает историческую линию, события которой происходят в XVII веке. Лихое время постсоветской России находит отражение в веке самозванцев, смуты и бунтов. Именно то, что роман как бы на половину исторический, меня оттолкнуло прочесть его, когда он появился. Я совершенно не люблю исторические романы, делая исключения разве что для Умберто Эко, но историческими его книги вряд ли можно назвать, хоть и о далеком прошлом они написаны. «Журавли и карлики» я решился прочитать, когда сам писал роман о «девяностых», если быть точным, то прочел, когда уже дописал свой роман, опасаясь во время работы попасть под влияние, ведь, повторюсь, этот роман многие называют лучшим о том периоде, могло так оказаться, что нечего мне было бы писать после него. У Леонида Юзефовича, действительно, получилась очень хорошая книга, сделанная мастерски, XVII и XX вв. удивительно рифмуются, сюжет интригующий, множество неожиданных поворотов, но… Но это очень холодный взгляд, взгляд исследователя и историка на время, которое ведь автору самолично пришлось пережить. В романе «Журавли и карлики» есть alter ego писателя – это второстепенный персонаж Шубин, пишущий в газеты и журналы статьи на исторические темы. И его образ очень хорошо объясняет холодный взгляд автора на «девяностые». Он, как и многие, испытал все тяготы того периода. Безденежье, политическая нестабильность, обманы начальства, невыплата зарплаты, надежды, которые быстро рушатся – но что его переживания по сравнению с тем, что происходит с Жоховым, главным героем. Развод, потеря работы, ввязался в преступную схему, бандиты поставили на счетчик, пытаются отжать у него квартиру, скрывается, выдает себя за другого, его пытаются убить, спасаясь, таинственно исчезает, а потом появляется и гибнет нелепо и глупо. По мысли Юзефовича, как я ее понял, такие «новые русские» – это те самые самозванцы XVII, нечто не свойственно обществу, инородное в нем, те, кто исчезает так же стремительно и неожиданно, как и появились. Тогда что такое было те самые пресловутые «девяностые»? Наверное, всего лишь переходная эпоха, очень удобное время для появления вот таких вот проходимцев. Обычные же люди и в такое время живут, как жили, может быть, хуже, нервнее, но, например, усердно редактируют по несколько раз статьи, чтобы текст приглянулся редактору, чтобы его издали и так заработать какую-нибудь копейку. Почти буддисты, которые пребывают над схваткой. Притча о борьбе журавлей с карликами из «Илиады», которая дала название роману, пересказывается несколько раз и является ключом к произведению, отмычкой для тех, кто может не уловить смысл произведения в последовательности событий. Вот, мол, идет война без начала и конца, ты тоже можешь стать солдатом на ней и пропасть бесследно.
Плохой ли это роман? Нет, очень достойный, написанный мастерски, с ювелирной точностью, я понимаю тех, кто восхищен им. Мне тоже он даже несколько понравился своей насыщенностью, эрудицией автора. Но я могу в тоже время очень легко объяснить, какой главный недостаток в нем для меня. В самом начале есть фрагмент, где рассказывается, что Жохов, этот горе коммерсант, давно не платил алименты, в ответ его теща выдвинула ему ультиматум, что отныне все свидания с ребенком будут платными. Далее развития этот момент не получает, забывается. Кажется, что это вроде бы обычный сволочной поступок в стране, где все еще недавно было бесплатно, а теперь внезапно стало продаваться и покупаться, но представьте себе, что этот самый Жохов начинает копить деньги и покупать эти свидания со своим ребенком. Это был бы совершенно другой роман, в него не так-то легко было бы вставить историческую линию из XVII века и историософские размышления, там было бы много боли, обид и страстей, многое бы отошло на второй план, вышел бы на первый план человек, отец и ребенок, и их страдания, вполне вероятно, что это было бы не так документально точно про «девяностые», но… Но лично мне такой роман было бы интереснее читать. Не уверен, что мне нечто подобное удалось написать самому, но благодаря роману Леонида Юзефовича я стал лучше понимать, куда буду двигаться дальше, как и о чем напишу в следующий раз, если снова решусь отдать несколько лет работе над новым романом.