Больше рецензий

Zarushka

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

3 сентября 2021 г. 23:29

868

5 Изменитесь или умрете

Кто не слышал в наше время про Agile и гибкую систему работы с проектами? 

Перед нами книга одного из авторов Scrum, того самого подхода, который лежит в основе всего, что так красиво называют аджайлом. Scrum это методология управления проектами. Что такое проект? А это по сути любая задача, у которой есть понятная цель и для выполнения которой собирается команда. Написать программу, покрасить дом, сыграть свадьбу - все это проекты в широком смысле слова. 

Автор придумал свою методику в противоположность традиционной каскадной модели управления проектами. Каскад это когда все делают последовательно и постепенно и никому не показывают результат, пока не доведут до конца: сначала соберут требования, потом проведут анализ, напишут код и дадут результат. Проблема каскадной модели состоит в том, что пока проект проходит по всем стадиям, требования могут измениться, окружающая среда может скорректироваться, заказчик сообразит что он на самом деле хотел не так, и все либо надо переделывать заново, либо допиливать как есть по сути никому не нужный продукт. Программисты постоянно упирались в это и вот один из них (Джефф Сазерленд) наконец сказал: "Хватит. Давайте попробуем иначе".

Мне понравилось как автор построил книгу: описал происходящую ситуацию на рынке, детально объяснил истоки своего метода, потом развернул все его преимущества и лишь в самом конце дал саму методологию. Впервые вижу такую инверсивную подачу в бизнес-литературе.

Особое уважение автор заслуживает тем, что скромно признается: его система это компиляция идей японских экономистов (Такеучи, Нонака), американского ученого (Деминг) и гениального СЕО Тойоты - Тайити Оно. Но будем честны, скромность здесь неуместна. Автор не просто собрал вместе чужие мысли, он их систематизировал, развил и создал новую методологию работы, без которой не мыслит себя теперь ни одна быстроразвивающаяся компания.

Основные отличительные особенности работы в SCRUM:

1. Команда

В этой методологии команда работает автономно от всей остальной организации. Это небольшая боевая единица профессионалов  - семь плюс минус два человека. Она многофункциональна и содержит всех необходимых специалистов. У них есть цель, но никто не говорит КАК они туда придут - это решает сама команда и все уважают их право самостоятельного выбора способа достижения цели. 

2. Бэклог 

Команда должна произвести некий продукт - так вот бэклог это список всего, что команда в принципе может сделать для достижения результата. Задачи бэклога должны быть расставлены по приоритетам. Владелец продукта максимум своего времени тратит на актуализацию бэклога, за отражение там всех требований и пожеланий потребителя. Для оценка задач бэклога используется последовательность Фибоначчи.

3. Спринт

Спринты используются фиксированной продолжительности, но не более месяца (лучше - 1 р/ 2 недели). Каждый раз перед началом спринта команда совместно выбирает из бэклога те задачи, которые по своей экспертной оценке, успеет сделать целиком. И, что самое важное, по итогам спринта показать какой-то результат. Хотя бы крупицу ценности, важной для заказчика. Команда должна быть в состоянии работать автономно на протяжении всего спринта и завершить то, что пообещала заказчику сделать.

4. Прозрачность

Тут появляется знаменитая Scrum доска со стикерами. Три колонки: бэклог, в работе и сделано. Стикеры с задачами из общего бэклога, попавшие в спринт, двигаются по доске. В любой момент любой сотрудник может пожойти и узнать чем занята команда. 

5. Процедуры

В Sscrum'е есть свои уникальные процедуры, на которых базируется успех методологии. Например, ежедневный стендап митинг, на котором все члены команды отвечают на три вопроса: что сделано вчера для цели, что сделаем сегодня для помощи команде в достижении цели, какие препятствия тебе мешают? 15 минут. Каждый день. И никаких ненужных формуляров и глупы совещаний.

6. Обзор спринта

По итогам спринта команда демонстрирует ту ценность, которую реализовала для заказчика. Демонстрируются только завершенные задачи, все что сделано наполовину - считается несделанным. Если найдена ошибка - она исправляется немедленно. Прийти на демонстрацию может может любой.

7. Ретроспектива спринта

Еще одна процедура, но вынесла ее отдельным пунктом. После обзора команда садится и отвечает друг другу на три вопроса: что прошло хорошо, что можно было сделать лучше, что можно будет сделать лучше в следующем спринте. Если команде удается создать атмосферу доверия, то люди начинают брать на себя отвественность за процессы и результаты. Появляется то, что называют кайдзен - постоянное улучшение и совершествование.

Ну а дальше - повторение по кругу. 

Такая на первый взгляд простая система дает возможность наращивать производительность на десятки и сотни процентов. Она повышает удовлетворенность сотрудников и выводит их на новый уровень профессионализма. Улучшает сервис и продукт компании.

Но внедрить Scrum сложно. Многие процессы внутри традиционных компаний потребуют изменений. Люди будут сопротивляться, особенно ленивые и властолюбивые. Но в итоге мир вокруг нас меняется так быстро, что у вас нет особого выбора: или вы меняетесь, или вы умираете.