Больше рецензий

7 сентября 2021 г. 21:29

191

3 Ангелы, дирижабли, мертвецы и... «магия»?

Эта книга оставляет после себя двойственное впечатление. По крайней мере, я закрывала её с ощущением «а что это такое было?». Поэтому какой-то объективной оценки я, скорее всего, дать не смогу.

Кто знает, может, дело во мне, но опечатки бросались в глаза. То есть, обычно я их игнорирую, но не в этот раз. Из чего следует, что сама история была не настолько увлекательной, чтобы «пролететь» мимо них.

«Ангелофрения» (2012 г.) - альбом прекрасной группы «Мельница» и сама Хелависа, чьё творчество я очень люблю и уважаю, указана автором. Тем более сложно сейчас печатать всё это.

Если у вас при прослушивании альбома уже сложилась готовая картинка, лучше не ходите сюда. Просто наслаждайтесь своими мыслеобразами. Лично у меня диссонанса с альбомом не случилось. Но даже в отрыве от него где-то внутри ворочается противное «что-то не так».

Не так, не так... Многоточия в начале абзацев? Когда закончился предыдущий, а небольшой таймскип обозначается как: ...А потом они что-то там... и т. д. Сам по себе приём интересный, собственно, почему нет? Но тут его как-то многовато, что ли? Впечатление такое, что текст собрали и склеили из лоскутков, на скорую руку.

Имена с отсылкой на Библию сбивали с толку. То есть я, в целом, не против, чтобы такой элемент в историях присутствовал, но они здесь были как-то скученны, то вызывая желание закопаться в символику и поискать в них скрытые смыслы, сопоставив с характерами и ролями персонажей, то увеличивая возникшую в голове путаницу. Крылатые тени, которые видит Магдалина — отголоски другого мира? Потому что сами по себе они не сыграли никакой роли, просто были и всё. Но бедная, бедная Магдалина — она ничего не знает о том, какой обладает силой и почему так вышло, что ей обладает именно она, не знает, как этой силой управлять. Ей буквально приходится осваиваться на ходу, опираясь только на свои ощущения. Вдруг сработает? «Пожалуйста, пусть сработает. Пожалуйста!» Девушка всю дорогу существует на интуиции, руководствуясь чутьём, личными догадками, вынужденными попытками и случайными, но очень полезными удачами. При этом ей приходится принимать важные решения, одной за всё человечество, её кидает «то в жар, то в холод», она всё время куда-то бежит, за кем-то гонится, от чего-то или кого-то убегает. И никогда не получает достойных ответов. Она гораздо больше теряет, чем в итоге находит, чтобы в финале заработать порицание и обвинение «в пособничестве». Очень «мило». Особенно с учётом того, что если у героини и был выбор, то выбор этот был так себе.

Финал, кстати, меня смущает больше всего. Когда эта книга только вышла, я ухватилась за неё как раз из-за ассоциаций с одноимённым альбомом. Но в виду отсутствия денег засомневалась, надо ли брать. Почитала отзывы, чтобы решить, и они в большинстве были, мягко говоря, не очень хорошие. Так что от покупки я отказалась. Но где-то год (или чуть больше) назад мы снова встретились: на книгу была приличных размеров уценка и я всё-таки сорвалась. Это тот самый момент, когда приходишь в магазин не раз и не два с разницей около месяца, а книга всё ещё там, стоит на полке и смотрит не тебя с укоризной. Потом она полежала немного у меня дома и вот, наконец, дождалась своего часа.

Честно говоря, памятуя о её низком рейтинге, я не ждала ничего особенного. Да вообще ничего не ждала, просто решила прочесть, раз уж она оказалась в моей коллекции. Но к середине поймала себя на мысли, что мне... НРАВИТСЯ.

«Не может быть!» - подумала я. Но нет. Точно нравится.

Имена, «рваность», отсутствие эмоционального контакта с главной героиней (что для меня редкость) как-то сами собой сгладились и я, что называется, втянулась. Тем более, что «декорации» интересные, необычные и цепляющие. Так что я даже начала получать от чтения удовольствие. И думать, насколько это рискованно — идти вразрез с мнением большинства и пытаться хвалить то, что другие по большей части ругают. Но сердцу, как известно, не прикажешь. Для меня история выруливала уже на твёрдую «четвёрку»... Чтобы в конце укатиться обратно на «три».

Возможно, это всё-таки со мной что-то не так, но... Но. Вот это вот «но» никак не даёт мне покоя! Открытый финал на то и открытый, чтобы не ставить жирную точку, но здесь такое ощущение, что меня обокрали и бросили. Ладно, просто бросили, но всё-таки с пустыми руками. Это при том, что бывают книги, в которые влюбляешься именно под конец, понимая, что все сомнения, пройденный путь, всё было ради ЭТОГО. Картинка складывается и вуа-ля! А тут, напротив, собирали, собирали и, увы, не собрали. В моём понимании.

Всё закономерно, всё ожидаемо и где-то даже логично, но... Но. Вопросы остались. Много вопросов. Романтическая линия поблёкла на фоне всеобщего хаоса. Это ладно. Так и быть. Смириться ещё можно. Император Николай имеет какие-то проблемы с восставшими рабочими при том, что Москва полыхает и по ней шастают потусторонние твари. Оно, конечно, Москва, не столица, не пасмурный Петербург. Но полыхает отнюдь не только Москва! Тут весь мир по швам трещит, но нет, будем бастовать и возмущаться, чтобы свергнуть царя. Хотя, может, они возмущались как раз тем, что царь в отношении вторжения «чудищ» ничего не предпринимает, а им и без этого не сладко жилось... С другой стороны, а что и кто мог в данной ситуации сделать, кроме как пытаться отбиться своими силами? Всё, сейчас мою мысль унесёт далеко от сути. Но эти волнения немного не в пользу треснувшего мира, который уже на грани. Того мира, который воспринимается «карателями», как злобный, склонный к самоуничтожению, агрессивный. И доказательство, прошу, на лицо!

И вообще, долетают ли до иных держав новости о том, что происходит на берегах Нила? Была ли хоть какая-то реакция от правительств? Беженцы ведь улетали куда-то. Те, кто успел улететь. Это же не ограбление местного банка, а самый настоящий Конец Света. И люди мечутся в панике, мародёрствуют, пытаясь нажиться на чужой беде, упустив из виду то, что им всё награбленное в будущем вряд ли пригодиться, потому что, очевидно, что само будущее уже под вопросом. *напряжённый вздох* А мёртвые, к слову, просто умерли в большинстве своём. В пору действий и в разгар катастрофы было не до них, а потом? Нашли, похоронили, оплакали, как следует, или что? Даже если некого было искать.

И как, интересно, Магдалина собралась делать мир лучше? Даже с учётом «особой энергии»? Что стало с этой самой энергией? Возвращается, иссякла или существует «вспышками»? Восстановили, в конце концов, разрушенное или отстроили заново? А может, пострадавшие территории обходят стороной, как прокажённых? Было ли там вообще что восстанавливать и откуда взялись бы ресурсы? На это ведь не один десяток лет нужен.

Так много всего было сплетено и закручено, а финал выглядит так, словно его написали впопыхах. Не хватило мне какого-то эпилога, что ли? Каких-нибудь 10 лет спустя, например. Чтобы только понять, что жизнь идёт, мир дышит, надежда действительно есть и путей развития сотни, но это уже совсем другая история. Здесь этот глоток свежего воздуха был бы очень кстати, но вместо него я оказалась на руинах без чёткого видения «завтра» и вот это то кольнуло неприятной иглой в привязавшееся к истории сердце.

Ну ладно, ладно. Вот сижу в ночи (вообще-то в 04:09 утра) и жалуюсь на то, что заключительная глава не оправдала моих ожиданий. Да, да... Однако, напомню, что ожидания, как раз были изначально не очень высокими, потом книга сама подняла планку и сама до неё не дотянулась, причём до обидного немного. Так что где-то ожидания даже оправданы. А жаль.

Тем не менее, я сижу и пишу отзыв. Не для того, чтобы кого-то от книги отвадить и не для того, чтобы петь ей хвалебные оды. Хочу поделиться впечатлением и аргументами. Заодно и для себя кое-что прояснить, чего лукавить. «Против» вы уже видели. Теперь поищем же «за».

Что ж, если вы действительно прикипели к альбому «Мельницы» и у вас уже есть картинка на этот сюжет, повторю: не ходите сюда. Эта книга противопоказана вам. У меня не тот случай: я специально переслушивала альбом параллельно с чтением и знаете что? Думаю, что это здорово — суметь вплести строки из песен в прозаический текст. Правда. И не всегда дословно, но отсылки всё равно читались и атмосферно влились в контекст истории. На мой скромный взгляд, это достойно уважения — из десяти (11) песен вытянуть целый роман.

Между прочим, язык, которым он написан, это как раз моё. Не могу сейчас припомнить, чтобы где-то ещё мне попадалось столько сравнений при описании чего-либо. И все разные. В моей голове, наверное, столько не уместилось бы. А ещё внешность персонажей, одежда, технологии, или вообще место, где в конкретный момент происходит действие, описаны так подробно, что только очень ленивое воображение не нарисует себе иллюстрацию в голове. Это хорошо, очень хорошо, просто замечательно! Это как раз ко мне, любителю мелких подробностей, незаметных, но важных чёрточек от цвета глаз и волос до оттенка кожи и ткани платья... И метафоры тоже кстати. И, кстати, тоже очень любимая мною вещь. Тут с этим всё отлично и настолько красиво, что не смогу придраться даже если захочу.

Ах, да, если всё-таки заглянете под обложку, вас встретят декорации в духе стимпанка. Эпоха пара, газовых светильников и цеппелинов. Разве это не интересно? Разве это не то, что могло бы быть с нами, если бы пар стал основой работы механизмов? А какими причудливыми они могли бы быть! Можно смело сказать, что наша жизнь тогда выглядела бы по-другому. Револьверы, торговля, корсеты... Всё это здесь есть. Другая эпоха, не случившаяся, но возможная.

Любопытно, что читатель успевает задержаться в Пулковской обсерватории, вспомнить о Петербурге, удрать из горящей Москвы, но большую часть времени проведёт на нильском побережье, недалеко от памятников Старого Царства, гробниц, мумий, сокровищ. (Интересно, кстати, на каком языке там все говорят, если у героев не возникало проблем с общением, как в России, так и в Фивах?) Мемфис, Абидос, Абу-Симбел, Ахетатон... Столько знакомых, но далёких названий. Вообще мне раньше не попадались романы, где действие происходило бы в этой части света, причём, с периодическими упоминаниями России. Набережная, сувенирный магазин, заводы и, конечно, воздушный порт. Контрабандисты, извозчики, мальчишки на улицах... Этот мир вполне жизнеспособен. Названия улиц просты, но ничего не значат для нас, читателей, без карты. Однако их частое упоминание всё же заставляет погрузиться в историю, почувствовать, что и ты, читатель, смог бы не заблудиться в жаркой солнечной столице. Так, словно всегда тут жил.

Всё вышеперечисленное было собрано под одной обложкой. И всё вместе это довольно необычно. Прибавьте ещё оживших мертвецов, извержение вулкана и слабые отголоски некогда утраченной магии в мире, захваченном наукой и «прогрессом». Я бы даже сказала, что это рискованно. Быть может, роман должен был иметь больший объём, чтобы страниц хватило на подробности, на более доходчивые эпизоды, которые помогли бы сделать мир глубже. А у читателя тогда было бы время привыкнуть к нему, вроде понятному, но вместе с тем неожиданному и несколько экзотичному. Тогда было бы проще проникнуться, сопереживать. Десять глав это слишком мало, чтобы всё расставить по местам. Даже таких объёмных. Я понимаю, что они продиктованы названиями и порядком песен в альбоме, но это то и сложно. А может, не хватило немного, совсем капельку, эмоциональных ниточек между персонажами. Не то, что бы их совсем не было, но их с трудом замечаешь. Во всяком случае, так мне показалось. А может, это я привыкла к чему-то другому.

Этому миру, этой истории при всём немалом потенциале просто напросто тесно под своей обложкой, в отведённом «пространстве». Эта книга, как набитый битком чемоданчик: в нём точно лежит немало хорошего, полезного, важного и ценного, но в то же время в него утрамбовано столько всего, что он с трудом закрывается и нечто ценное конкретно для тебя отыскивается в трудом. Я пишу это, потому что всё-таки думаю, что книга могла бы получиться классной. Очень классной. Все данные для этого при ней. Так что времени, потраченного на чтение, при всех упомянутых минусах, мне всё-таки не жаль. В конце концов, удовольствие я тоже получила. А плюсы оставили слабое, но приятное послевкусие, так что...

Ну вот. Вроде для себя разобралась. А выбор (читать или нет), как обычно, за вами ;)

P.S. Послушайте альбом, если ещё не!

Источник