Больше рецензий

8 сентября 2021 г. 16:39

5K

4 Любовь леди Чаттерли

Как сапфировая полноводная вена реки, исполненная пульсирующих волн, бесприютно примыкающих к сухим скалистым телам близлежащих берегов, но не находящая выхода своей первозданной силы, под животворящим покровом свежего ливня разливается неудержимым потоком, так и человек, исполненный чувственности, наполненный бутонами волнующих чувств, влекомый природным стремлением к любви, невольно распускается под влиянием нежного прикосновения, пронзающего душу. Констанция Чаттерли, отпустив прибрежную гавань бесцветной рутины бессмысленного вращения по кромке вертикали жизненного русла, безоглядно открылась навстречу ласкающим волнам и, рискнув всем, шагнув в бушующую пучину, обрела себя.
Конни Чаттерли, урождённая Рид. Воображение рисует молодую привлекательную женщину с медовой внешностью, мягкими повадками и нежной натурой дочери художника. Она - супруга Клиффорда Чаттерли, наследника аристократической среды британского общества. Война надругалась над многими проявлениями созидательной силы жизни, не пощадив и юную чету Чаттерли. Страшное увечье Клиффорда обрекло существование обоих на длительное мучительное безысходное кружение в водовороте стоячей пресной воды, безутешно мелеющего и лишённого надежды. Духовный ручей долгое время подпитывал этот сложный паззл двух личностей... Но изначальная мелкая брешь ментальной несовместимости была существенно подточена острыми струями однообразного отяжелевшего искажённого существования... Движения поддержки друг друга на влажной безжизненной почве тяготят обоих. Душа Конни сжимается в предчувствии безысходности безумия, пока судьба не разрушает её опасения посредством встречи с Оливером Меллорсом, егерем леса поместья Чаттерли.
Я долго шла к знакомству с Констанцией. Наконец, мы встретились. Заглянув в её глаза, я увидела в ней собирательный образ, символизирующий женщину. Не леди Чаттерли, не Конни, не Констанцию Рид. Женщину, лёгким движением лепестковых ноготков, остро надрезавшую свою мягкую плоть на уровне полнокровного солнечного сплетения и с изысканным бесстыдством тонкой нитью извлекающую наружу свою женскую первозданную суть - душу. Я смотрела в омут её глубокого естества, и осознала, что, читая, ощущаю определённую цикличность моего отношения к роману, сходного с волнообразным внутренним потоком самой Констанции. Чувствительность Конни, объятой мёртвыми пальцами страстного одиночества, взращённая обезвоженным бездушным симбиозом с заносчивым Клиффордом, выраженная чрезмерной тревожностью, беспощадным самокопанием, заточенная острыми зудящими концами в недры её сути, отразились во мне разочарованием и жалким сочувствием нескладному будущему Конни. Поиск ключа избавления от ледяного ожерелья одиночества - физическая бездушная связь с писателем Микаэлисом, безликая и бесплотная, словно мимолётное прикосновение к неподвижной водной глади. Здесь чувственность Констанции обрела плотные границы, благодаря познанию себя сквозь неудовлетворение, отчуждённое самосозерцание. Отсутствие понимания на духовном и сексуальном уровнях разбили иллюзию Конни о маленьком плотике тихого удовольствия в безбрежном коллапсе семейного океана. Её разочарование стало предпосылкой для моего собственного: адюльтер ради адюльтера, от скуки, меня отталкивает. И чувственная игра душ, разлитая бликами плотских утешений между Констанцией и Оливером Меллорсом, сначала показалась мне лишённой глубины. Да, это жадное влечение двух голодных тел, ведомых испепеляющим желанием насыщения было весьма прозаическим. Но утоление телесной жажды не исчерпало потребности в духовной близости. Конни стремилась к любимому человеку, прижимаясь обнажённой оболочкой тела, не имея возможности касаться оголённой душой. Её женское желание познать мужчину полностью, ласково проникнуть в его мысли, окунуться в его мир и родить ему ребёнка лишают полноты острую чувственность, передавая пальму первенства мягкой нежности чувства. Логика Констанции мне не совсем близка, я с трудом могу вообразить себя в её положении, при всех её обстоятельствах, но она мне понятна. Конни обрела себя в любви. И я, читая, удовлетворилась. Сюжет наполнился иным смыслом, открывшим для меня новую грань лазурного кристалла гармонии чувств.
Книга понравилась. Зря многие относятся к ней с беспочвенным презрением. Роман незаслуженно загнан современным обществом в рамки восприятия 1928 года. Ах, да, тут же и желание и секс и оргазм… Несмотря на обилие сцен эротического характера несколько наивного содержания, не буду ханжой и скажу, что их эпизодические появления выгодно оттеняли рельефы сюжетного полотна. Пикантность земных природных отношений с егерем ярко контрастирует с пресным снобизмом британских джентри. Автор умело играет на таком балансе. И роман от этого наполнился пульсацией алой крови... Если сразу отталкивает - лучше не продолжать вовсе. К тому же, эссе Лоуренса, в качестве послесловия, предельно ясно обозначает смысловую позицию данного романа и объясняет его откровенный сексуальный элемент. Но кроме любовной линии книга имеет другие преимущества. Образы весьма привлекательны. Они характерные, плотные, настоящие. Каждый наполнен грамотной дозой положительных и противоположных качеств. Они отвращают, ошибаются, предают, любят, страдают, притягивают, как мы сами. Им веришь... Роман написан лёгким цветущим языком. Кажется, он источает аромат лесной свежести нектарного июня... Произведение интересно в прямом смысловом контексте, но остро поднимает и несколько довольно сложных тем. Это и вопрос разложения нового индустриального общества и проблема социального неравенства и морально-этическая дилемма института брака... Но следует заметить, что несмотря на все отступления от основного пути, книга - о женщине, о вечном стремлении наполнять наполнившись, о любви…Звучит слишком банально? Но разве река жизни не есть плавным течением путями предсказуемостей, наполнить пульсом жизни которые может только сокрушающий ливень любви?

Комментарии


Красиво пишите, но очень сложно)


Спасибо Вам за внимание и добрые слова.) Об этом оказалось сложно написать просто.)


Ура) Долгожданная рецензия Ани)

Как сапфировая полноводная вена реки, исполненная пульсирующих волн, бесприютно примыкающих к сухим скалистым телам близлежащих берегов,

Чудесное начало. Там и дальше предложение славно струится рекой..
Вспомнил стих Рембо

В сапфире сумерек пойду я вдоль межи,
Ступая по траве подошвою босою.
Лицо исколют мне колосья спелой ржи,
И придорожный куст обдаст меня росою.

Не буду говорить и думать ни о чём —
Пусть бесконечная любовь владеет мною —
И побреду, куда глаза глядят, путём
Природы — счастлив с ней, как с женщиной земною.

рискнув всем, шагнув в бушующую пучину, обрела себя.

Подобное шагнуло к подобному.. всё честно.

Воображение рисует молодую привлекательную женщину с медовой внешностью,

Ань, отойди от зеркала)
А ведь правда, хорошо описала эту нотку в ней.

Движения поддержки друг друга на влажной безжизненной почве тяготят обоих.

Тонко уловила..
В болото всё превращалось. Душа зарастала. А с ней - жизнь.
Ань, знаешь, меня это удивляет. Ну, если в душе есть силы и любовь, и капельку фантазии и эмпатии, то можно ведь и с этим увечием заметить как страдает жена, более того, можно и её сделать счастливой, в той или иной мере, было бы желание.
Хуже полового паралича - духовная импотенция.

Заглянув в её глаза, я увидела в ней собирательный образ, символизирующий женщину. Не леди Чаттерли, не Конни, не Констанцию Рид. Женщину, лёгким движением лепестковых ноготков, остро надрезавшую свою мягкую плоть на уровне полнокровного солнечного сплетения и с изысканным бесстыдством тонкой нитью извлекающую наружу свою женскую первозданную суть - душу.

Да! Как ты чудесно это уловила, Ань!
Именно женская душа.. мятущаяся, нежная, ищущая и страдающая..
Образ сильный, с солнечным сплетением)

Здесь чувственность Констанции обрела плотные границы, благодаря познанию себя сквозь неудовлетворение, отчуждённое самосозерцание.

Кстати, мне показалось, что Констанция идёт дорогой сказки, с её инициациями и пробуждением своей сути: и в конце - егерь, чуточку Пан - сама природа, душа женщины!
Путь к самой себе...

Но следует заметить, что несмотря на все отступления от основного пути, книга - о женщине, о вечном стремлении наполнять наполнившись, о любви…Звучит слишком банально? Но разве река жизни не есть плавным течением путями предсказуемостей, наполнить пульсом жизни которые может только сокрушающий ливень любви?

Чудесно завершила чудесную рецензию)
Ливень любви.. да!
Марина Цветаева, прочитав этот роман, нежно восхищаясь им, сетовала лишь на одно: в идеале, - писала она - влюблённые должны были бы.. умереть от разрыва сердца или чего то ещё.
Их души должны были бы обняться столь же цельно и тепло, как и тела..

Анют, спасибо за такую чуткую и полноводную рецензию!
Да это и не рецензия.. чуть больше, как всегда у тебя)
Прекрасного и цветущего вечера, Аня)


О, этот твой милый комментарий, которого я так ждала.)

Саш, спасибо за прекрасный стих Рембо.) Какая трепетная тональность почти чувственного единения с природой... Снова мне, как и во время чтения Любовника, захотелось в тенистую лесную чащу, мягко лечь на атласную траву и просто вдыхать нектар самой жизни, изучая небеса...) Жалко, что уже так холодно.)

Ань, отойди от зеркала)
А ведь правда, хорошо описала эту нотку в ней.

В зеркале я вижу только странное существо с густо алеющими щеками и круглым взглядом...) Любишь неожиданно меня смутить, Саш...) А Лоуренс вылепил в образе Конни такую плавную мягкую женственность, что я сама, кажется, в неё чуточку влюбилась.)

Ну, если в душе есть силы и любовь, и капельку фантазии и эмпатии, то можно ведь и с этим увечием заметить как страдает жена, более того, можно и её сделать счастливой, в той или иной мере, было бы желание.

Полностью согласна с тобой. Клиффорд наивно пытался игнорировать очевидное, лаская своё эго иллюзией... Думаю, что во имя счастья любимой женщины ему следовало отпустить Конни ещё до встречи с Меллорсом. Возможно, я не права... Но, когда любишь, разве не правильнее медленно отрывать человека от своей души для блага любимого, если не можешь дать ему полноту счастья жизни? Ох, сложно...

Кстати, мне показалось, что Констанция идёт дорогой сказки, с её инициациями и пробуждением своей сути: и в конце - егерь, чуточку Пан - сама природа, душа женщины!

Как красиво и верно схвачена образная идея, Саш.) Есть что-то первобытное природное в этой линейной концепции познания своей сути... Опять мне мерещится хвойный аромат...)

Марина Цветаева, прочитав этот роман, нежно восхищаясь им, сетовала лишь на одно: в идеале, - писала она - влюблённые должны были бы.. умереть от разрыва сердца или чего то ещё.

Трогательно осознавать, что Марина когда-то ощущала что-то сходное с тем, что и я чувствовала во время чтения. Даже лёгкие мурашки... Кажется, я почему-то становлюсь чрезмерно чувствительна.

Саш, спасибо тебе огромное за твоё нежное внимание и ливень приятных слов!) Рецензия и правда не совсем рецензия - слишком остро прошла сквозь меня.)

Волшебной ночи тебе и ясного утра, Саша:)


А Лоуренс вылепил в образе Конни такую плавную мягкую женственность, что я сама, кажется, в неё чуточку влюбилась.)

Хотел бы я сказать Конни: отойдите от зеркала)

Но, когда любишь, разве не правильнее медленно отрывать человека от своей души для блага любимого, если не можешь дать ему полноту счастья жизни? Ох, сложно...

А зачем обязательно отрывать от души?)
Если любишь, то душа будет с любимым, в той или иной мере, если он далеко и с другим человеком.
Ему хорошо, и тебе хорошо..
Да и не правильно это, замыкаться на себе даже своём увечии.
Даже "неполноценный" мужчина может доставить женщине счастье, было бы желание.
Вот представь поворот, Ань, если бы с Клиффордом что то случилось, ну.. как с её мужем.
Как бы он себя вёл? Иначе. Совсем иначе. А значит и она.

Ещё раз спасибо за чудесную рецензию, Анют)
Не зря ждал)

p.s. Очаровательная новая ава)
На зависть Конни)


Хотел бы я сказать Конни: отойдите от зеркала)

Может, странно прозвучит, но я не поняла, что ты имеешь в виду.)

А зачем обязательно отрывать от души?)
Если любишь, то душа будет с любимым, в той или иной мере, если он далеко и с другим человеком.
Ему хорошо, и тебе хорошо..

Не могу не согласиться с тобой, ведь мы там, где бабочки наших душ - мысли.) Но какие же кровавые кружева ран проступают на сердце в таком земном аду… Грустно.

Даже "неполноценный" мужчина может доставить женщине счастье, было бы желание.
Вот представь поворот, Ань, если бы с Клиффордом что то случилось, ну.. как с её мужем.
Как бы он себя вёл? Иначе. Совсем иначе. А значит и она.

Согласна, Саш, было бы желание. А у Клиффорда оно явно отсутствовало. Его неполноценность, скорее, в духовной слепоте. Он - мужчина, полностью сконцентрированный на любовном самосозерцании, в отличии от егеря.) Преодолеть такое испытание в отношениях - не страшно для влюблённых, но невозможно для самовлюблённого.

Спасибо тебе, Саш, что читаешь мои мысли.) Иногда мне их даже страшно публиковать на всеобщее обозрение.) А ты так мило и нежно к ним относишься.) Я это очень ценю.)

p.s. Благодарю, Саша.)
Хорошо, что Конни не слышит.)


Ань, ты не поняла?
Да там всё просто.
Ты написала, что чуточку влюбилась в Конни.
Я и подумал, что если бы Конни увидела тебя, то...)

И спасибо что делишься своими чудесными мыслями, Аня.
Ты чудесно всё чувствуешь и у твоих мыслей есть.. читател... и)