Больше рецензий

BartoliThoft

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

12 сентября 2021 г. 10:15

77

1 Спойлер Одна из худших научно-фантастических книг, которые я читала.

Сюжет выглядит интригующе: мир будущего, в котором проживает богатейший Дункан Чок, устраивающий шоу для развлечения публики. И для своего шоу он решает взять двух побитых жизнью людей, свести их и сделать из этого целую историю, которую можно подороже продать. В качестве персонажей он выбирает Маннера - сорокалетнего бывшего астронавта, который после встречи с далекой расой планеты Манипула, оказывается изуродован. Двое его коллег-астронавтов погибли, не пережив опытов пришельцев, а сам Маннер живет затворником с изувеченным лицом и телом, испытывая постоянную боль, ибо все его органы и нервные окончания перемешаны и перепутаны, отчего медики не могут ему помочь ни операцией, ни лекарствами.
Вторым главным героем выступает семнадцатилетняя девственница по имени Лона, у которой взяли множество яйцеклеток, искусственно оплодотворили и за 6 месяцев вырастили 100 детей, отчего она страдает. Чок обоим предложил выгоду за участие в шоу: Лона должна приласкать Маннера, а взамен ей дадут двоих детей, а Маннеру сделают пересадку мозга в здоровое донорское тело. Выглядит интересно, не так ли?

Сейчас попробую объяснить, что не так с сюжетом. ОСТОРОЖНО, СПОЙЛЕРЫ.

1. Лона. Самое слабое и непрописанное звено сюжета. С первых глав рассказывается о ее тяжелой затворнической жизни, как она смотрит на стену в своей квартире на которой висят фото всех ста ее детишек, которых она не может приласкать и опекать.
Книга вышла в 1967м году, возможно, в те времена ЭКО действительно было чем-то из ряда фантастики, но читая книгу в 2021м году, нытье Лоны не воспринимается как трагедия. В книге постоянно акцент на то, что ее трагедия - быть матерью ста детей, в семнадцать лет, будучи девственной. Что злые ученые провели над ней ужасный эксперимент, отчего она боится появляться на людях и скучает по своим детям (которых не вынашивала и вообще видела пару раз вживую после рождения).
Мне совершенно не ясно, в чем трагедия, я не могу сочувствовать девушке. Ее просто сделали донором яйцеклеток. Причем она знала на что шла. Если бы ее изуродовали и сделали стерильной, то можно было бы понять ее боль и обиду на мир, а так она по прежнему может сама родить  ребенка, у нее есть жилье, у нее есть деньги, которые она получила за эксперимент, ее сотня детей будут пристроены. С Маннером можно понять - он лишился всего, стал инвалидом, испытывает ежесекундную физическую боль. Трагедия же Лоны высосана из пальца. Ей не получается сочувствовать, потому что она ничего по сути не лишилась.

2. Отношения героев. Сначала Лона брезгует Маннером и его уродством, а на следующий день, во время прогулки, хочет что б он ее обнял. Еще через день она его уже любит, а он к ней равнодушен, считая Лону глупым ребенком. В первый день "медового месяца" Лона щеголяет перед мужчиной голой, прося помочь выбрать платье, а после элитного ресторана они, аки лучшие любовники, совокупляются и уже взаимно любят друг друга. Во время путешествия в Антарктиду Маннер активно злится на Лону, что она тупая и задает ему вопросы про космос и планету, а она вроде как брезгует его телом, но потом снова спит с ним и думает, что любит. В космическом парке развлечений они уже постоянно ссорятся, Маннер начинает ее ненавидеть, она взаимно ненавидит его. На Титане он пытается ее задушить и она сбегает. Все эти перепады отношений происходят резко, без предисловий, и за каких-то пару недель. И не объясняется почему так: она то брезгует, то любит, то ревнует, то ненавидит, а потом опять. Маннер то считает ее милой, то тупой, то доброй, то невыносимой. У них обоих что ли биполярное расстройство?

3. Концовка. Ну это вообще цирк.
Когда Лона сбегает, Маннер еще какое-то время живет на Титане, спит с Элизой, женой его погибшего товарища, которая пол системы пролетала за ним, ибо любит его. Маннер, катаясь по Титану и совокупляясь в какой-то капсуле, ни с того ни с сего предлагает Элизе открыть дверь люка и умереть от углекислоты и аммиака, она соглашается, а за это он избивает ее. После чего она совершает самоубийство. Шта? Я тоже ничего не понимаю.
Маннер вдруг осознает, что любит Лону (с чего это? он же ее ненавидел и считал дурой, заодно чуть не убив) и летит на Землю. Месяц ее ищет, они оба осознают, что их обманули и ни дети, ни новое тело никому не светят. От Меланжио (того самого, с кого были списаны близнецы) Лона и Маннер узнают, что Чок свел их потому что питался эмоциями и заранее знал, что они поссорятся. Приехав к Чоку, мужчина и девушка обнимаются и энергией любви убивают Чока. До них, по мановению левой пятки писателя, вдруг дошло, что они свободны, а их тела прекрасны, Лоне вдруг плевать на сотню детей, а Маннеру на телесное уродство, они разрывают кактус на две части, одну часть Маннер прикладывает к плечу Лоны, что б пошла кровь, а Лона делает тоже самое с плечом Маннера, после чего обнимаются и пьют кровь друг друга, что б понять, что они оба живые. И принимают решение лететь на Манипул - ту самую планету, где пришельцы разворотили Маннера и убили двух его коллег-астронавтов. Конец.

Более бредовой и бездарной книжки я не читала. И вам не советую тратить на нее время.

Читать "Тернии" (а в некоторых переводах "Шипы"), после Оливера Сакса и его книги про мужчину, который принял жену за шляпу. В одной из глав, где рассказывался случай про гениальных умственно-осталых близнецах-счетоводов, упоминалось, что они стали прототипами персонажа "ученого-имбецила Меланжио" из "Тернии" Роберта Силверберга.

Комментарии


Поясню за близнецов о которых упомянула в рецензии. Об книге "Тернии" я узнала из книги Оливера Сакса "Человек, который принял жену за шляпу". В ней была глаза про гениальных умственно-осталых близнецов-счетоводов. И стояла пометка, что Роберт Силверберг списал с них персонажа "Терний" - Меланжио. Меланжио - это "учёный имбецил", который появляется в начале книги и в конце, и никакого влияния на сюжет не несёт. Лишь в конце от него Лона узнает, что Чок питается эмоциями и энергией. С тем же успехом она могла узнать это от Аудада, или Николаиди, или любого другого персонажа. По сути, автор ввел Меланжио просто что бы ввести, сам персонаж абсолютно не прописан, не интересен и не нужен.