Больше рецензий

Zhenya_1981

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

16 сентября 2021 г. 16:27

4K

4.5 Однако

Нет, правда.
Вертится в голове ещё "чукча не читатель, чукча писатель", что вполне к месту здесь. На этом я исчерпал весь свой первоначальный запас знаний об этом интересном народе.

Впрочем, все народы интересны. Извечный спор - хорошо ли для маленького народа интегрироваться в большой стране? Материально, наверное, хорошо - медицина, образование, товарообмен, защита от опасности истребления, которая всегда присутствует у столь малочисленных народов, защита от превратностей суровой природы. А с другой стороны, те же чукчи ни с кем не враждовали (других претендентов на эти обледенелые земли не было), худо-бедно себя сами лечили, от централизованного образования (в отличие от отопления) им не холодно и не жарко.

Для малых народов главная цена этого неотвратимого исторического процесса - потеря самоидентичности, и в ближайшем будущем, вообще полная потеря всей собственной культуры, а также разрыв между поколениями, замешательство, разлом в обществе на сторонников и противников.

Чукчей сегодня шестнадцать тысяч человек. Но это не потому, что они исчезают. Напротив. В 1926 их было двенадцать с половиной тысяч, а в 1989 - пятнадцать. Ну что ж, значит самоидентичности они за сто лет не потеряли, да и рожать не перестали. Вопрос только, сколько осталось носителей чукотской культуры? Не уссурийские тигры, конечно, а всё-таки жаль, если исчезнет. Да разве только чукчи? Глобализация, она такая -  облагоденствует, не взирая на лица. Даже европейские народы и те скоро сольются в одну большую семью. Возможно в шведскую.

Теперь о книге. Главный герой - канадский моряк, решивший остаться жить с чукчами после произошедшего с ним несчастного случая.

Роман состоит из двух совершенно разнородных частей.

Первая часть (собственно "сон в начале тумана") рассказывает о борьбе человека за своё выживание в условиях крайнего севера, поднимает тему столкновения западной и восточной культур, знакомит нас с бытом, религией и обычаями чукчей. Но основные вопросы, мучающие главного героя - это вопросы нравственности и человеческого общежития.

В романе есть нотки Джека Лондона и его северных рассказов. Но тут герои тщательно разработаны, их поступки логически мотивированы, картина цельная и глубокая. И дело, наверное, не только в размере произведения. Джек Лондон восхищался героизмом и суровой мужественностью. Для этого много слов и не нужно. А Юрий Рытхэу превозносит в первую очередь человечность своего народа. А это уже нужно пояснить словами. Кстати, самоназвание чукчей переводится как "настоящий человек". И этим всё сказано. Главное оскорбление для чукчи не сравнение с животными (что же в них плохого?), не называние половых органов или соответствующих процессов. Главное оскорбление - "плохой человек". Рытхэу совсем не идеализирует свой народ. Как и в любом обществе здесь есть свои "нехорошие люди".

Вторая часть ("иней на пороге") рассказывает о появлении на Чукотке Большевиков, отношениям между ними и коренным населением и постепенному принятию чукчами новой власти. Самым непримиримым борцом за аутентичность чукчей является главный герой - канадец Джон Макленнан.

Вообще, я заметил, что люди резко поменявшие свою жизнь (политические убеждения, религию, образ жизни, семейное положение, диету и т.д.) являются самыми ярыми защитниками нового для себя положения. Например, люди, принявшие в середине жизни иудаизм, становятся фанатичными проповедниками этой религии (что в ней вообще не принято), пытаясь раскрыть глаза всем "слепым". Или, скажем, женившийся молодой человек, пытается переженить всех холостых друзей, хотя год назад был вполне счастливым холостяком.

Думаю, что люди всегда не уверены в правильности своего жизненного выбора и торопятся привлечь на свою сторону как можно больше единомышленников, что бы подтвердило правильность их пути. Конечно, чем более необычен этот выбор, тем больше они нуждаются в поддержке. То есть, новообращенные иудеи, конечно, в среднем более фанатичны, чем обычные молодожены.

Джон Макленнан до последнего пытается отстоять независимость наивного чукотского народа от любой власти или даже просто влияния. Будь то американский капитализм, русский большевизм, амбиции Великих Путешественников, использующих малые народы для своих целей (попало на орехи Руалю Амундсену), бестактные туристы, видящие в чукчах диковинных экземпляров человеческого вида, требующих увековечения на фотопленке.

картинка Zhenya_1981

Вообще, глава с приездом в Энмын туристов напомнила мне один случай из моей жизни. Девять лет назад мы с женой были в Таиланде и между прочим хотели посмотреть как живут местные люди. Были мы тогда на севере страны, который менее пострадал от туризма и всё ещё оставался очень аутентичным. Но и там есть множество деревушек, промышляющих туризмом. В них принимали иностранцев, показывали им тайский быт, кормили, укладывали спать в местных хижинах и т.д.. Никакой показухи мы не хотели и поэтому заехали в самую обычную деревню, далекую от проложенных туристами троп, и намеревались просто побродить там, поглядеть по сторонам. Не вдаваясь в подробности, сразу скажу, что через пол часа нас от туда выгнали. При том что мы, в отличие от американских туристов в Энмыне, никого не трогали, денег не предлагали, ни к кому не подходили, ничего не фотографировали. Просто смотрели по сторонам. Совершенно безобидно и, как нам тогда казалось, уважительно к хозяевам. Но какое-то время назад я уже понял, что прийти к кому-то в гости без приглашения - это уже проявление неуважения. Книга Рытхэу хорошо показала чувства аборигенов от назойливого интереса "безобидных" туристов.

Вторая часть книги была полностью предсказуема. Коммунисты, вызвав начальное недоверие чукчей, смогли завоевать их уважение своими поступками и заботой о местном населении. И под конец даже самый упрямый чукча - Джон Макленнан, принял новую власть и даже написал письмо Ленину с просьбой о советском гражданстве. Во многом это заслуга тех людей, кто приехал в столь отдалённые регионы для построения коммунизма. Не зря говорят, что

Всякую революцию задумывают романтики, осуществляют фанатики...

Бычков, Кравченко - настоящие фанатики.

Вообще, во второй части стало слишком много фанатиков. Амундсен, молодые строители коммунизма, сам главный герой, который ко второй части закончил свои интересные нравственные колебания, американский торговец Карпентер, дочь Орво Тынарахтына.

Роман написан ярко, но просто. Длинные описания быта не кажутся скучными. Язык Рытхеу легкий и приятный. Что удивительно, ведь для этого человека русский язык не просто не родной, он совершенно не похож на чукотский. И дело не только в словах или синтаксисе, а в той жизни, которую язык призван описывать. Пушкин свободно писал стихи на французском, Набоков писал романы на английском, но между этими языками и русским есть много общего - они принадлежат к одной индоевропейской семье, имеют общие корни, описывают похожую жизнь. Браво, Юрий Сергеевич!

И хоть первая часть мне понравилась гораздо больше, вторая часть почти не испортила мне впечатления от этого прекрасного романа.

картинка Zhenya_1981

Вэлынкыкун, morskaya13 , за замечательный совет в НФМ2021

1 2

Комментарии


Хлопаю в ладоши, наконец-то, ты прочитал
книгу! Она в своё время очень мне понравилась, с ней так хорошо было, я читатель эмоциональный и от книг, которые прям мои-мои таки подпитываюсь.:)) Как сейчас помню, апрель, идёт мокрый снег, под ногами каша, а мне нравится, и я иду и улыбаюсь, наполненная эмоциями от книги, да и зиму очень люблю, и не страдаю, если весна долго не приходит.
Есть продолжение, хорошо, но как-то сухо...


Она в своё время очень мне понравилась, с ней так хорошо было

Если я не ошибаюсь, книга тебе настолько понравилась, что даже превратила тебя в "чукотскую девушку".)


Ты таки помнишь!!! Да чукотская девушка навеяна именно Сном!:))) В августе прочитала его "Самые красивые корабли" - не то, нет таких эмоций.


А у меня наоборот. На улице 35 градусов, а чукчи в ухе трясутся от холода. И мне с ними не так жарко :)


В следующий раз, когда невыносимо жарко будет бери смело "Террор".:))


Есть продолжение, хорошо, но как-то сухо...

это "иней на пороге"? Я это уже прочел вместе с первой частью. Или есть кроме этого продолжение?


Да, да, Иней на пороге.:)


Давно встречаю имя этого автора, а сама не читала, теперь знаю с чего начать)
Женя, как думаешь, может и не стоит искусственно сохранять традиции народов, если они естественно уходят в прошлое?В том смысле, что в музеях, архивах должна быть информация, можно устраивать народные фестивали и прочее, но современная жизнь все равно берет свое и это нормальный процесс эволюции?


Искусственно сохранять, наверное, не стоит. Но и искусственно истреблять не надо.

нормальный процесс эволюции

да, наверное. Когда люди умирают - это тоже нормальный процесс. А всё равно жаль их


Галя, я об этом не упомянул, но много внимания уделяется отношению героя с чукотской женщиной, и с детьми. Семейный уклад, быт. Как ты любишь. :)
Я тут Сергею написал, что можно, в принципе, только первую часть прочесть. Это совершенно законченное произведение.
Так что жду рецензию :)


Самым непримиримым борцом за аутентичность чукчей является главный герой - канадец Джон Макленнан.

Честь и хвала ему за это!

Думаю, что люди всегда не уверены в правильности своего жизненного выбора и торопятся привлечь на свою сторону как можно больше единомышленников, что бы подтвердило правильность их пути.

И кому-то что-то доказывая, люди зачастую пытаются убедить в этом не только других, но и самих себя.

прийти к кому-то в гости без приглашения - это уже проявление неуважения.

Как говорится, незваный гость хуже татарина. )

Спасибо за рецензию, Женя! Интересно!


Честь и хвала ему за это!

:) да, он вызывает уважение.

убедить в этом не только других, но и самих себя.

в первую очередь себя

незваный гость хуже татарина

интересно как говорят татары :)


потеря самоидентичности, и в ближайшем будущем, вообще полная потеря всей собственной культуры,

Печально :( В начале рецензии у тебя получился небольшой манифест в защиту культурного разнообразия. Всё так, но если говорить не о чукчах, а вообще... мне кажется, важно разделять проявления самоидентичности и человеконенавистнические практики. Я к тому, что при желании многое можно списать на самобытную "культуру".

люди резко поменявшие свою жизнь (политические убеждения, религию, образ жизни, семейное положение, диету и т.д.) являются самыми ярыми защитниками нового для себя положения.

Да, я тоже это замечала) Недаром, видимо, говорят про "пыл неофита")

Пушкин свободно писал стихи на французском, Набоков писал романы на английском, но между этими языками и русским есть много общего

Ну, это как посмотреть... не уверена, что это "общее" помогает писать на этих языках)))

Спасибо за увлекательную рецензию, Женя! Здорово, что книга тебе так понравилась, пусть и с некоторыми оговорками)


Спасибо, Ника.

"пыл неофита"

не знал, что есть такое выражение.

"общее" помогает писать на этих языках

я и не говорил, что помогает. Только не мешает. Те же самые понятия, категории, абстракции - только на другом языке. В что делать если на чукотском языке просто нет многих понятий. Их нет в чукотской жизни. Не предметов или животных, а именно понятий. То есть, здесь не просто другое слово нужно знать, а просто по-другому начать думать


О, тоже недавно читала эту книгу. Понравилась, а написать не собралась о ней.
Спасибо за рецензию, полностью согласна))


Спасибо большое за отклик!


Прочитал твою рецензию и вспомнил почему-то Кола Бельды с его "А чукча в чуме ждет рассвета". Та песня тоже в какой-то степени про реликтовую самобытность малых народов.
Спасибо, интересно написал. Я даже пожалел, что до сих пор не уделил времени и внимания Рытхэу, хотя поползновения были, и не раз...


Кола Бельды с его "А чукча в чуме ждет рассвета"

знаю о существовании этой песни, но никогда не слушал. Сейчас пойду восполню пробел.

не уделил времени и внимания Рытхэу,

сегодня прочел несколько рецензий на эту книгу и оказалось (о моя святая наивность!), что можно было прочесть только первую часть (там есть достаточно логическое завершение) и не читать вторую. Большинство так и сделало под девизом "и так понятно что там будет". Я правда нисколько не жалею, что прочел обе части, т.к. несмотря на явную политическую подоплёку, всё ещё было много интересного с исторической и даже художественной точки зрения. Но если тебя отпугивает размер, так имей в виду, что есть и такой вариант :)


Спасибо, буду иметь в виду.
Ну как тебе песня? )


Чумовая. :)
Кола Бельды очарователен. Заодно и "увезу тебя я в тундру" прослушал. :)
Песня хорошая.
Действительно, вопрос о том, нужно ли бежать за "колесом прогресса" или "оставаться в чуме" и "ждать рассвета" очень часто поднимался в книге. Прямо и косвенно. Главный герой стоял за чум, но совершенно от прогресса не отказывался (закупал моторный вельбот, слушал грамофон и т.д.). Но коммунисты его перевоспитали :)
Кстати, в поселке Энмын, о котором идёт речь, чукчи живут в ярангах. Это очень существенная разница.


А вот я к Рытхэу отношусь с предубеждением. Все благодаря тому, что в девяностые он активно печалился, что Чукотка все еще не еще один штат США. Ведь Берингов пролив переплыть и уже Аляска, а там, мол, местные индейцы это те же чукчи. Причем, этот борец за самоидентичность чукчей жил и работал не на Чукотке, а в Ленинграде/Петербурге, хоть и Северная Пальмира, а холода такого, как на Чукотке нет. Что касается «мирного народа», тут тоже есть вопросы. Дело в том, что я имею небольшое отношение к установке плавучей теплоэлеетростанции (Академик Ломоносов) на Чукотке, точнее, в самом северном населенном пункте России, городе Певек, и поинтересовался что это за название такое Певек. А означает оно что-то вроде «гора крови» в переводе с чукотского. Город лежит у основания одноименной горы. Вот на этой горе чукчи повырезали все прочие племена, претендующие на эти обледенелые земли. Всех прогнали или вырезали. Такой вот был мирный народ) Что касается слова «чукча», означающего действительно «настоящий человек», тут Рытхэу сыграл Солженицина, с говорящей, между прочим, фамилией, и настоящий смысл утаил. А смысл в том, что до какой-то поры чукчи прочие народы считали ненастоящими или недолюдьми. И до коммунистов на Чукотке бывали русские землепроходцы, например Семен Дежнев ставил город Анадырь, столицу Чукотки. Он оставил после себя знаменитый труд «Хождение за три моря». Советский историк Бахревский написал о нем книгу «Хождение встречь солнцу», где рассказывается о его взаимоотношениях с разными народами Севера, в том числе и Чукотки. Анадырь, тогда острог Анадырск, не смотря на постоянные мирные договоренности, приходилось ему не раз отбивать от местных вероломных нападений, вопреки всем договоренностям. Так что при появлении коммунистов, чукчи знали, что пришли русские, с которыми можно хорошо поторговать, а значит резать не надо. А сегодня, конечно, это мирный народ. Также как, например, монголы.
Моей маме тоже в свое время понравилась эта книга. Но я, ватник, так сказать, уже даже по информации, почерпнутой из вашей рецензии, что сидел у них там некий канадский борец за свободу чукчей, а также что досталось настоящему человеку, именно в том смысле, что имели ввиду вы, Амундсену, вижу что зрела мысль у Рытхэу уже в советское время откуситься с Чукоткой от РСФСР и примкнуть к США.
Но чтобы не оказаться персонажем Жванецкого, не читал, но осуждаю, как нибудь у меня дойдут руки и до Рытхэу. Но первая книга, которую я возьмусь читать про Чукотку будет «Территория» Куваева, про упомянутый ранее Певек, в котором, кстати, самая главная улица носит имя Куваева, а не, например, Ленина.


Прочитал несколько раз. Очень интересно, Константин, спасибо за такой подробный комментарий.
Про переобувания Рытхэу я читал в какой-то рецензии. Не знаю даже. Никакими знаниями я не обладаю, но в принципе, не факт, что это уж такая беспринципность. Возможно он искренне считал, что коммунизм это хорошо (для всех, а для чукчей тем паче - из-за их наивности). А потом, если выбирать между двух капитализмов, то американский лучше. С человеческим лицом :)

на этой горе чукчи повырезали все прочие племена, претендующие на эти обледенелые земли.

поразительно. Это совершенно идёт вразрез со всем, что писал Рытхэу во "сне". Там они даже собак не ели, когда с голоду умирали. Поскольку "пока человек не ест собак он остаётся человеком"

при появлении коммунистов, чукчи знали, что пришли русские, с которыми можно хорошо поторговать, а значит резать не надо.

можно и так посмотреть. А можно сказать, что и их не зарежут, потому и обрадовались. Но Рытхэу, конечно, совсем иначе это представляет :)

зрела мысль у Рытхэу уже в советское время откуситься с Чукоткой от РСФСР и примкнуть к США.

честно говоря, не понял как Вы пришли к такому выводу. Но всё возможно. «Территория» у меня в хотелках. Не знал, что это про Чукотку. Буду иметь в виду Ваш совет, пододвину поближе.

главная улица носит имя Куваева, а не, например, Ленина

а вот аэропорт Анадыря носит имя Рытхэу


Есть у нас такое, с советских времен перекочевало, осудить невиновных и наградить непричастных) Это я про свой возможный наговор на Рытхэу и на поименование аэропорта в Анадыре непричастным Рытхэу, вместо причастного Дежнева. Это у нас не так давно была модная тема, каждый аэропорт в разных городах называть именем какого-нибудь деятеля, кем славен тот или иной город с аэропортом. В Астрахани, например, был скандал по этому поводу, в праве дать свое имя астраханскому аэропорту было отказано Ермаку, даже до голосования не допустили, возмутились какие-то потомки битых им представителей казанского ханства)
По поводу Певека, предлагаю взглянуть на информационную страничку о нем из двух источников, википедия и дик академик, откуда, судя по всему, была скопирована статья в вики, с небольшой правкой, что гора по одной из версий называется вонючей (я сказал кровавой, был не точен в деталях, но не по сути), потому что была завалена трупами юкагиров, а поскольку у чукчей тогда не было традиции хоронить мертвых, место это смердело трупами, там потерто. Все это было давно и может быть неправда, но не факт. Заселяться эта территория стала только в советское время. Любопытно, что были недовольные советской властью чукчи, за то что заставляли мыться, ибо и такой традиции еще не было.
Что касается Рытхэу, может я ошибаюсь сравнивая его с Солженициным, который налгал с три короба о своем пребывании на Соловках, ведь и монголы сегодня все буддисты и добрейшие люди, при этом надо не задумываться над текстом песен современной монгольской группы «the Hu», гласящей о том, что «ты, чужак, лучше уходи, а то тебе будет бо-бо от нас, ведь это наша земля и нам не нравится что ты тут ходишь», и чукчи тоже добряки. При этом, есть история, когда во время ВОВ один молодой чукча дошел до фронта чтобы поделиться с советскими воинами мясом своего оленя, ведь оно дает силу и укрепляет боевой дух. Так что, в истории о том, что голодали, но не ели собак, верю.
В советское время многие будущие антикоммунисты были замполитами, активными членами партии, а когда партии не стало, вдруг обнаружили в себе неумолимого борца за демократию и декоммунизацию) Вместе с тем, не только в бывших республиках СССР поспешили заявить о том, что они де освободились от гнета русских, но и Россия во многих своих регионах получала таких вот борцов за свободу от всего русского. Про Кавказ сейчас не говорю, за который взялись интервенты основательно, но в каждом регионе России появлялись такие меньшинства. Рытхэу под этим соусом, что Чукотка должна стать штатом США, собирался эмигрировать туда. Как Кундера со своей «Невыносимой легкостью бытия», как флагом, эмигрировал во Францию и оттуда начал топить за разделение Чехословакии. Кундера потом признал, что был не прав. Про Рытхэу не знаю, но окончил он свою жизнь в Петербурге, то ли уехал и вернулся, то ли и вообще не уезжал.
По крайней мере, я и сам не пребываю в твердой уверенности, что Рытхэу такой редиской был всегда. Но у меня перед глазами стоит пример Андрея Макаревича, погрязшего, до пандемии точно, в глубокой «рашкокакашкости», один умный человек (другой легендарный рокер, Бутусов), отвечая на вопрос «что же это такое случилось с Макаревичем, был таким хорошим и вдруг такой стал нехороший?», сказал «да он-то наверное всегда таким был, просто народ у нас добрый, видел в нем только хорошее, а плохое просто не замечал». Это вольный пересказ, если что, не смотря на кавычки)
Может Рытхэу был Солженициным и Макаревичем, а может и правда верил во все что говорил. Не отменяет это все тот факт, что был он талантливым писателем, это отмечают все.
Прошу прощения за еще один длинный комментарий)


Прошу прощения за еще один длинный комментарий)

я люблю длинные комментарии. Прочитал с удовольствием. К сожалению, своего мнения по этим вопросам не имею. Никогда не вникал. Единственное, что знаю наверняка, так это то, что нельзя всё четко разделить на белое и черное. Ни конкретных людей, ни целые народы. Спасибо за отклик


Бальзам на душу,а не рецензия! Спасибо! Очень люблю эту книгу,готова читать её только из-за названия, если она вдруг была бы неталантливо написана.Разгадывала бы "сон" и поджидала" начало тумана".
Вот про "иней на пороге"вообще не помню ( Но название тоже бомба)

Бальзам на душу

тюлений жир на рану
У этих названий есть значения, это не просто так :)


))на душу же))
карельский бальзам, наверное)
чукчам нельзя спиртное)),у них расщепляющего спирт фермента нет)),но это может быть  выдумкой)
поэтому они употребляют тюлений жир вместо спирта)) видно хорошо расщепляется))
А Вы как думаете насчёт фермента?)

эээ, насчёт фермента я как правило стараюсь не думать.
А вот чукчи в книге очень любили "дурную воду". И некоторых она действительно сгубила.


Ребята на фото классные))И автор тоже ничего, помню его фото в Роман-Газете,где и прочла "Сон".

Да, ребята на фото, видимо, подставные актеры из голливуда. А шубки haute couture. Поскольку, как я понял из книги, на настоящем чукче должен быть густой слой грязи и жира. Чтобы быть здоровым, не подумайте


А фото действительно из роман-газеты. Браво, Людмила!
картинка Zhenya_1981


Это она самая))Пионеркой нашла в старом сарае)


"...чукчи ни с кем не враждовали (других претендентов на эти обледенелые земли не было)"
картинка AndrejGorovenko


да, судя по объёму книги, враждовали. Разве что, там в основном картинки. :)
Мне тут уже открыли глаза, что не всё написанное Рытхэу следует принимать за чистую монету. Видимо знаменитая наивность чукчей улетучивается при слишком длительном столкновении с белым человеком.
Спасибо за наводку


Реальные чукчи были свирепые воины. Им даже и русских случалось бить, если русские приходили малыми силами и без какой ни на есть пушчонки.


Интересно. А у Рытхэу они желтые и пушистые

1 2