Больше рецензий
28 сентября 2021 г. 02:13
2K
5 Гуманистическая цель и последующая расплата
РецензияМое знакомство с «Республикой ШКИД» началось с одноименного фильма Геннадия Полока. Мне было лет 15, а до книги я добралась только в 33.
Пусть произведение и относится к старшему школьному возрасту, но читать его определенно интересно в любой жизненный период. Хотя бы из-за личности директора школы-коммуны имени Достоевского.
Особого интереса добавляет, что книга написана реальными выпускниками ШКИДы о реальных людях и реальных событиях. Два бывших беспризорника написали все это через 3 года после выпуска из школы. Конечно, им помогали такие мастера, как Евгений Шварц и Самуил Маршак в качестве редакторов, но это не уменьшает вклад самих авторов книги.
Как проработаны герои, как точно описаны их мотивы и та внутренняя борьба, с которой ребята перевоспитывались. Как смог директор школы донести до своих подопечных важность знаний. И ведь, что удивительно, по книге - почти до всех.
При некой романтизации (произведение все же художественное, хоть и основано на личном опыте авторов) детдомовской жизни, книга не выглядит банальной агиткой.
На дворе 20-е годы ХХ века. Позади Первая мировая война, а Российская империя трансформируется в Советы. Гражданская война унесла жизни многих и многих оставила сиротами. Новое государство пыталось решить эту проблему не создавая преступников, а напротив, показывая, что никто не будет брошен.
Читатель попадает в ШКИД, директор которой Виктор Николаевич Сорока-Росинский, без «репрессий» перевоспитывает трудных детей. В книге шкидцы прозвали его Викниксором, сократив ФИО до аббревиатуры, «по-советски».
В книге Викниксор больше второстепенный персонаж. Все же в книге акцент на детях. А вот в фильме, где Сороку-Росинского играет Сергей Юрский, Викниксор - центральный персонаж.
Думаю, что такое смещение акцента не случайно. Во-первых, в рамках фильма проще раскрыть характер одного героя, чем нескольких. Во-вторых, Виктор Николаевич Сорока-Росинский - реальный человек, чей труд по работе с беспризорниками сложно переоценить. И он, безусловно, заслуживает больше внимания, чем ему уделено в книге.
Ведь Виктор Николаевич практически совершил невозможное - он действительно перевоспитывал трудных детдомовцев. Школа-коммуна имени Достоевского располагалась на Старо-Петергофском проспекте, 19. Находясь в здании бывшего мужского коммерческого училища Петрограда. У ШКИД не было ни своих с/х угодий, ни производства.
Подход Макаренко здесь оказался невозможен и Викниксор выбрал свой путь - развитие интеллектуальных способностей своих учеников. Как видно из книги, идея оказалась стоящей, а цель - достижимой.
Виктор Николаевич Сорока-Росинский смог донести до своих непростых подопечных, что через ШКИДу они смогут стать полноценными членами нового общества.
Человек, проделавший такой колоссальный труд заслуживает, чтобы ему уделили больше времени, пусть и экранного, а не книжного.
Только книга сыграла с Викниксором злую шутку. В 1927 году «Республика ШКИД» стала своеобразным бестселлером. Но вместо признания педагогического таланта директора школы в работе с трудной молодежью, Сорока-Росинского обвинили в профанации и предательстве коммунистических идеалов. А ШКИДу сравнили с дореволюционным общежитием при семинарии. Потому что Викниксор воспитывал не рабочих и крестьян, а не нужную интеллигенцию.
Шкидцы изучали немецкий, переводили Гейне, издавали свои газеты и ставили спектакли. Неслыханная дерзость…(сарказм). И при всём этом хотели стать партийными и создали свой Юнком.
В 1928 году «Республику ШКИД» изъяли из продажи, а Сорока-Росинского сняли с поста директора и запретили работать в средних общеобразовательных школах.
Максим Горький пытался заступиться за педагога, за школу, за книгу, но это не помогло.
«Республику ШКИД» вновь переиздали лишь в 60-е годы.
Прочитано в рамках "Школьная вселенная"