Больше рецензий
1 октября 2021 г. 18:28
12K
2.5 «Пересоленный Арахис»
РецензияПростите меня, о уважаемые поклонники сей монументальной книги, но не могу разделить ваш восторг. Возможно, вам будет неприятно (но имхо никуда не денешь), но я считаю, что имею полное право поругаться с этой книгой, даже обозвать ее невыносимой. Ибо я потратила на нее больше недели, выбилась из всех возможных графиков чтения, чтобы ее постичь, – и что бы вы думали?..
Я бы не стала читать вашу «Дюну», о высокоинтеллектуальный Фрэнк Герберт, если бы не замечательная экранизация и мой хороший знакомый, который мне все уши прожужжал, какая эта сага великолепная и «выше всяких похвал, монумент, Вселенная и т.п.» Кому что, как говорится. Не отрицаю талант Герберта, более того – понимаю, что книга его оказала большое влияние на жанр и заслуженно стала мировой классикой. Но вот муторно ее читать, и не из-за темпа повествования (мне он как раз нравился), а из-за сеттинга, который меня временами просто выбешивал.
Фильм (который, к слову, ничего нормально не объяснял, ибо нефиг, читайте первоисточник!) – так вот, он избавился от странных мест книги. Или отразил их осторожно, если совсем уж нельзя было их вырезать. Отношения героев в фильме не вызывают вопросов, их осовременили, и ты даже не задумываешься, почему герцог Лето не женился на очень любимой им леди Джессике и почему 15-летний мальчишка в далеком (и развитом!) будущем разговаривает с опытными и опасными мужчинами так, словно он умнее и сильнее всех их вместе взятых. Вообще в фильме благополучно избежали разговоров о наложницах (и вообще зависимом положении женщин, ибо в книге они не более чем «мясо» для удовольствия и появления потомства), ушли и от глубокого погружения в положительную селекцию, которая цветет и пахнет в оригинале. Все-таки странно нынче ставить Джессику в подчинение мужчинам, и это с учетом ее феноменальных способностей (серьезно, как эти сверхъестественные женщины еще не установили матриархат?). И уж тем более странно размышлять о евгенике, т.е. о принудительном выведении какого-то идеального человека, это нынче не то что неактуально, это аморально.
Если не вдаваться в философию и политические интриги книги, то сюжет «Дюны» очень прост: есть некий Избранный (тут называемый кучей непонятных слов), который обладает невероятной силой и который пришел, чтобы... эм... освободить некий дикий народ и стать всегалактическим (?) Императором. В «Дюне» персонажи четко поделены на положительных и отрицательных (Атрейдесы во главе с Полом исключительно правы, а Харконнены – просто ужас ужасный). Дело не в этом, даже в 21 веке данный сеттинг может быть увлекательным и красивым (каким его и сделали в фильме, опять же). Моя главная претензия в том, что автор толком не объясняет логику своей Вселенной. Т.е. писатель словно бы думает, что я должна априори знать, кто все эти люди и какие цели они преследуют. Возможно, в дальнейшем он все же объяснит, что это было и зачем (всего в серии шесть книг), но читать, что было дальше, у меня нет ни малейшего желания.
Нам показывают будущее (сто веков спустя?) в далекой-далекой Галактике. Но я лично не понимаю, как человечество, развив сверхъестественные способности и научившись путешествовать со скоростью света, скатилось на уровень средневековья, если говорить о культуре взаимоотношений. Разве культура отношений не напрямую зависит от общего развития цивилизации? Я не спрашиваю, почему люди здесь не пользуются «умными» приспособлениями, хотя объяснение автора «ну, умные машины чуть нас не поработили» меня тоже не устраивает. Я не понимаю, почему человечество у Герберта возвратилось к диким феодальным отношениям, где вообще не ценится личность (в т.ч. знатных особ), где люди спариваются по каким-то странным законам и занимаются евгеникой, при этом допуская родственные связи... что противоречит развитию, никакого Избранного нельзя вывести таким способом, насильственная евгеника как раз тормозит эволюцию, а не обогащает человеческий род – неужели это нужно говорить? Так же толком не раскрыты политика, экономика Империи: кто с кем воюет (ну не одни же Атрейдесы и Харконнены на свете остались!), у кого какие цели, зачем им вообще такой странный строй? А как насчет обычных людей – их что, абсолютно все устраивает? А как люди получили эти феноменальные способности? Почему не пользуются ими ради себя, а подчиняются каким-то орденам? И как женщины позволяют продавать и покупать себя, опять же, будучи сильнее своих «господ»? Понимаю, что в одной книге охватить столько тем невозможно, но без внятного раскрытия логики я не могу поверить в описанное. Мне нужно понимать, как устроен вымышленный мир, иначе зачем мне о нем читать?
К слову, положительные герои, за исключением Джессики, остаются лишь функциями, не обретают человеческие черты. У Джессики хотя бы проявляется характер, Пол же, местный спаситель всего и вся, неинтересен, как персонаж. За него даже не переживаешь – ясно же, что он выиграет, сам автор спойлерит хороший финал. Серьезно, читатель уже на первых страницах узнает, что у Пола все получится! Он не может проиграть и погибнуть. Это вам не Избранные типа Гарри Поттера и Фродо, которые не кажутся бессмертными и в положительном финале которых ты сомневаешься. «Дюна» в этом смысле очень линейна, линейна и в развитии героев, которые больше похожи на кукол, чем на самостоятельных людей.
Нет, я не жалею, что прочла сей талмуд, это было любопытно в плане расширения кругозора. Но читать дальнейшее я не буду и от данной Вселенной буду держаться подальше. Слишком уж не мое. А так Чонишвили спас для меня эту книгу ;)
«Страх убивает разум. Страх – это малая смерть, несущая забвение. Я смотрю в лицо моему страху, я дам ему овладеть мною и пройти сквозь меня. И когда он пройдет сквозь меня, я обернусь и посмотрю на тропу страха. Там, где прошел страх, не останется ничего. Там, где прошел страх, останусь только я»
Кое-как прочитано/прослушано в рамках Собери их всех.
Комментарии
Я ожидала, что тебе не понравится (скорее была удивлена твоим решением прочесть), так что мне норм xD
Наверное, прочти я её сегодня, я бы тоже увидела все те недостатки, что увидела в ней ты, поэтому я просто ещё раз порадуюсь, что читала её лет семь назад, будучи совершенно не подкованной в НФ, да и в целом это был, на моей памяти, один из первых огромных вымышленных миров, о которых я в принципе читала. Следующие части я не брала, слишком боялась разрушить это волшебство :)
Спасибо за поддержку :) Я очень надеялась, что книга понравится, старалась изо всех сил ею проникнуться, но никак. Расстроилась я, короче. Тем более фильм реально классный, хочу на него еще раз (все еще! ;)
Фильм восхитительный, мне оочень понравился. Обязательно позже пересмотрю в оригинале.
Правда, тебе не показалось, что, учитывая нынешний высокий уровень продакшна, сериалом на 6-8 серий получилось бы лучше? И история была бы законченной (ну первая книга), да и вообще сериальный формат позволил бы лучше раскрыть сюжет и показать чуть больше предыстории для тех, кто с миром вообще не знаком.
Кстати, да, было бы лучше. Единственный плюс фильма как формата - ты его гарантировано можешь посмотреть в кинотеатре на большом экране, а с сериалом... скажем так, ограничен своим монитором. Было бы неплохо, кстати, если бы можно было смотреть новые популярные сериалы в кинотеатре.
Даа, по зрелищности сериалы, конечно, проигрывают большому экрану кинотеатра и вообще всей этой атмосфере.
тоже об этом иногда думаю, но так и не додумала до того, в каком формате это могло бы быть, чтобы и окупалось, и зрителей не бесило. Билеты на отдельные серию-две? Сезонный абонемент? Весь сезон за раз, но с антрактами между сериями?
Кажется, последнюю серию последнего сезона "Игры престолов" показывали в некоторых кинотеатрах, но больше не слышала о подобном.
Одну серию крутят всю неделю, на следующей неделе - следующая. Как раньше на тв ждали ;)
С теми, что выкладывают по серии в неделю, да, может прокатить, хотя хронометраж придётся увеличивать. Час в кинотеатре – это очень мало, не говоря уже о 40 минутах. И рекламу перед серией особенно не покажешь, а это засада.
Уууххх, больше-больше бомбящих рецензий на Дюну:)))
Полностью согласна с вами, читала в прошлом году и тоже сильно приуныла от того, что ну как-то не хотелось принимать тот факт, что через столько тысяч лет развития все придёт к какому-то Джихаду и имея атомное оружие, лучшие люди вселенной будут драться на мечах)))
И вообще, была сильно разочарована, как так вышло, что такой не дурак Вова Харконнен не придумал, как обнаружить фрименов:)) даже стало обидно за Вову)) да и вообще разведка сильно деградировала за столько тысяч лет)
Спасибо за рецензию, тоже не люблю Дюну, хотя атмосфера книги,надо отдать должное, зачетная)
За Вовочку реально обидно, мог бы получиться очень интересный персонаж, а его в итоге позорно слили. Вообще все антагонисты тут ни к черту.
Спасибо за пять копеек в мою копилочку злости :)
Совершенно правильное решение не читать дальше, если не понравилась первая часть. Я читала "Дюну" лет 25 назад, и тогда по её поводу был практически такой же ажиотаж, как сейчас из-за фильма - вышла компьютерная игра, насколько помню, прорывная по тем временам. И мне совершенно не понравилось, но я упорно читала, пытаясь понять, что со мной не так, всем ведь нравится. Вернулась к теме в этом году и читала Фрэнк Герберт Бог-Император Дюны -ещё хуже, пошла сплошная философия, а средневековье-то на месте...
Кстати, если вам не хватает живых персонажей и взаимоотношений политических, экономических, тогда прямо очень советую почитать Империю Тишины. Вот про эту книгу я могу сказать что она все 100 лучше Дюны, хотя по сеттингу на неё похожа. Начиная с того что история человечества намного понятнее и логичнее, заканчивая персонажами с яркими характерами и разными целями, принципами.
Под каждым словом подписываюсь, высокомерная унылая пафосная маета с претензией. Только я в прошлом году убил на неё 10 месяцев
На самом деле, даже если первая книга понравилась, дальше читать не нужно, поскольку автор по дороге к финалу слегка съехал крышей, и даже намётки логики убились апстену. Я до сих пор в ужасе вспоминаю, как читала всю серию в июне 2014-го... Это мой персональный читательский армагеддец.
К сожалению, есть риск, что придется прочитать и дальнейшее, хотя бы вторую книгу (тут должен быть грустный смех). Симпатичный мне человек прямо фанат этой истории, и я должна быть в теме. На что только не пойдешь в этой жизни :)
Первые три ещё куда ни шло. Хотя уже во второй мне стало плохо... Но вот дальше - полный привет.
Сочувствую. Хотя что не сделаешь ради... :)
15-летний мальчишка в далеком (и развитом!) будущем разговаривает с опытными и опасными мужчинами так, словно он умнее и сильнее всех их вместе взятых
Этот 15-летний мальчишка просто-напросто наследный принц, пусть и герцогства. "Как с ребенком" с ним может позволить себе разговаривать разве что нянька. "Опасных мужчин" вокруг не воспитывали, не обучали и самое главное - не готовили с рождения к ответственности за целое государство.
Это вам не Избранные типа Гарри Поттера
Да, это не Гарри, поэтому Полу иногда приходится делать что-то своими руками, а не быть покорной марионеткой в руках взрослого.
человечество у Герберта возвратилось к диким феодальным отношениям, где вообще не ценится личность (в т.ч. знатных особ)
Личность - это единственное, что ценится в данном сеттинге. Никого не волнуют армии, принадлежность планет (кроме заглавной), технологии межпланетных перелетов, политика нижней палаты Ландсраата и прочие милые благоглупости.
серьезно, как эти сверхъестественные женщины еще не установили матриархат? И уж тем более странно размышлять о евгенике, т.е. о принудительном выведении какого-то идеального человека, это нынче не то что неактуально, это аморально.
Или всё-таки установили? Может быть контроль наследников это и есть настоящая власть, а не грозные окрики халдеям?
Я думаю, что автор и хотел показать тёмную сторону человечской природы. Евгеника, дикриминация, порочность власти чьей бы она ни была. Атрайдесы номинально положительные персонажи. Номинально только потому, что мы привыкли к парадигме "главный герой-положительный герой". В итоге читатели оказались в той же ловушке, которую всем когда-то расставил Набоков, только в обёртке из фантастики. Я не защищаю "Дюну", наоборот. Меня вообще настораживают книги, которые имели продолжения в виде циклов, когда так не задумывалось.