BlBird

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

4 октября 2021 г. 15:37

1K

5 В обывательском болоте отразилось много звезд

Сегодня наш театрик снова открыт для вас, дорогой зритель! На сей раз в репертуаре настоящая пьеса "Безымянная звезда" Михаила Себастиана.

Главные действующие лица:

Неизвестная, она же Мона

Учитель астрономии, Марин

Начальник ж/д станции, Испас

Григ, игрок и сожитель Моны

Мадемуазель Куку, школьная учительница физики

и прочие обыватели


Да, я не ошиблась, эта пьеса об обывателях: тех из них, кто понимает, кто они такие и желающих порвать с подобной жизнью, других, которые понимают, но не пытаются вырваться из паутины, а также  о тех, кто живёт в иллюзии, быть может и не являясь обывателями по своему внутреннему мироощущению, но тем не менее внешне ведущих жизнь, не отличающуюся от жизни других проще устроенных сограждан.

По сути в этой пьесе нет героев, а значит и нет героического начала. Одна лишь Мона с её кратковременным полётом в высшие сферы, а может быть просто завороженная созерцанием Большой Медведицы, пытается выскочить из своей золотой клетки, которую ей оплачивает богатый любовник-игрок Григ. В этом читатель или зритель может усмотреть некую попытку обретения свободы, но к несчастью, она была слишком мимолетной, а сама героиня не чета своим предшественникам из древнегреческих пьес, разыгрываемых более двух тысяч лет назад. Этой девушке не хватает ни мужества, ни силы воли. Вернуть её, сбившуюся с тропы овечку оказывается проще простого. Достоточно нескольких слов Грига, и вот она, Мона уже спешит запрыгнуть к нему в машину, да и здравый смысл подсказывает, что на зарплату школьного учителя не развернёшься, а "с милым рай и в шалаше" - поговорка не из репертуара Моны.

Вот так болото мещанства начала двадцатого века расправилось с героическими порывами, идущими со времён театра Эсхилла.

Впрочем, Мона, не раз сбегавшая из своего мещанского комфорта, что только подчеркивает её неостывающее намерение и серьезность убеждений, не устаёт повторять уже накатанный сценарий побега.

Мона (с волнением). Григ! Это прелестно... Это самая пре­лестная вещь, которую ты сказал мне с тех пор, как я тебя знаю... Да. Я сумасшедшая. Я, тоже могу быть сума­сшедшей.

Григ. Это я давно знаю.

Мона. Но я этого не знала. И узнала только ночью. Этой ночью... здесь... Я сделала открытие, потрясающее открытие, Григ. Мы несчастливы.

Григ. Мы с тобой?

Мона. Мы и весь мир. Наш мир. Мы ведем грустную, никчемную жизнь...

Григ. Но удобную.

Мона. Может быть. Но мне она никогда не нравилась.

Григ. Не нравилась. Но тебе идет такая жизнь.

Такой незамысловатый диалог, а как много этим сказано. Григ из той группы обываетей, кто всё видит и понимает, но полностью принимает и не желает ничего менять. Изнутри его ничего не гложет, его внутренний голос спит....спит беспробудным сном.

Мона - совсем другой тип. Она тоже из обывателей, но тех из них, кто проснулся, видит бессмысленность той жизнь, которую они ведут и предпринимает попытки бегства в другую реальность, но каждый раз ей не хватает смелости дойти до конца, поэтому каждый раз она возвращается....вероятно, Григ приезжает за ней, чтобы забрать домой.


Есть и третий тип - Марин, тот самый учитель астрономии (не зря ведь тут звезды замешаны). Он очаровывает Мону, даже не желая очаровать, как раз тем, что раскрывает ей тайну: на небе существует множество звезд и они объединены в созвездия. Вот он - новый мир для Моны. Мир парящий, таинственный, где-то там, но мы связаны с ним через знание о нём и да, Марин, открыл новую, безымянную звезду, он высчитал её местоположение, а для того, чтобы утвердиться в своих выводах и убедиться в том, что он не ошибся, Марин заказывает очень дорогую книгу-каталог стоимостью двух его учительских окладов,  где перечислены все доселе известные открытые звезды,  прибытия которой он и ждал на перроне вокзала, когда встретил Мону.

Мона очарована всем этим, новизной, Марином - не Дон Жуаном, миром свободным от светского лоска, но наполненным естественной красотой. Как известно, легко быть очарованным тому, кто желает, чтобы его очаровали, но как уже упоминалось выше, здравый смысл в ней жив и это к нему обращается приехавший на следующее утро разыскивать Мону любовник Григ. Достаточно пары фраз, чтобы Мона поняла: как бы притягательна ни была эта новая для нее действительность, но Григ прав в том, что Мона не готова для этой жизни, она также как "звезды никогда не отклоняются от своего пути". Такова  трагедия жизни, выраженная в пьесе румынского драматурга, символично закончившего свой земной путь в 37 лет.

Многие зрители и читатели склонны интерпретировать "Безымянную звезду" почти исключительно как пьесу о любви. Им, наверное, нравится "романтическая" составляющая, где героиня из света проводит ночь в скромной обители провинциального школьного учителя, и наутро захваченная ночными прениями о звездах уже мечтает провести всю жизнь в обществе маленького городка. Но ведь эта небольшая вставка в пьесе ещё не означала, что речь шла о любви, любви к человеку, любви с первого взгляда. Совсем нет. То, что Марин понравился Моне нужно рассматривать, скорее, в комплексе. Не зря в самой пьесе подчеркивается, что такой побег из "общества" свойственен Моне, она его уже совершала не раз. Она опьяняется тем, что становится на какой-то миг свободна, делает то, что она сама хочет, а не ту роль, которую она вынуждена играть в "своём" обществе, поэтому и её очарование молодым человеком просто завершает картину, когда ты в обстановке, где тебе нравится всё. Можно вспомнить, как мы сами, приезжая в какое-то новое место, которое нам нравится, видим его только сквозь призму позитивизма: там и еда вкуснее, и климат приятнее, и солнышко светлее, и травка зеленее, вплоть до того, что и недостатки начинают выглядеть как достоинства. Вспомнили?

Вот и здесь также: свобода, новизна, простота (когда устал он 10 слоев глянца гламурности), всё это опьяняет Мону, но так как у неё нет твердого плана действий, каждый раз всё заканчивается возвращением к родному очагу. Это похоже на обеты, данные самому себе под Новый Год. Редко кто из клявшихся в чем-то продержится и пару недель, ведя новый образ жизни (исключения, конечно, есть).

Так что, дорогие читатели, это не пьеса о романтической любви. В ней заложено больше. Некоторые читатели небезосновательно отмечают, что под внешней простотой разыгрываемых событий перед нами притча. Действие разворачивается на вокзале. Поезда идут из Бухареста в Сиену и обратно. Из-за того, что развлечений у жителей маленького городка немного, то вокзал становится тем местом, куда они приходят встретиться, потолковать о том о сём, на других посмотреть - себя показать, как одни ходят в театр, так здесь - на вокзал. Вокзал становится окном в другой мир - в мир чего-то  Возможного, в мир грёз.

Учитель (после небольшой паузы, очень серьезно). Мадемуазель Куку, вы когда-нибудь были у моря?

Куку. Я принимала грязевые ванны в Текиргиоле.

Учитель. Нет, не грязевые ванны, у моря. Вы видели море?

Куку (подозрительно). Что вы этим хотите сказать?

Учитель. В таком захолустном городке, как наш... вокзал - это море, это порт, неведомые дали...

Куку. Какие дали?

Учитель. Жажда уехать далеко, бежать...

Куку. Бежать? Зачем бежать? Куда?

Учитель. Куда-нибудь в другие края. В другой мир.

Ко всему прочему с вокзалом связана тема времени в пьесе. Незаслуженно забыта эта тема, а пьеса открывается диалогами на тему:


Учитель (снова озабоченно посмотрел на свои часы, потом сверил их с вокзальными). Господин начальник! По-моему, ваши часы стоят.

Начальник. Это почему же?

Учитель. На моих уже без четверти семь.

Начальник. Вот как? (Подходит к часам и передвигает минутную стрелку.) Как быстро летит время!

Учитель. А еще долго ждать пассажирского?

Начальник. Сначала должен пройти скорый.

Далее последуют ещё пара диалогов, укрепляющих зрителя в знании того, что часы-то на вокзале стоят, а настоящее течение времени отмечено прохождением разного рода поездов. Время застыло - вот ведь что. Неслучайно Мона сошла с поезда именно на этой станции, хотя она и не планировала этого. Время здесь остановилось, как в заколдованном лесу, как в сказке о Спящей Красавице. Так и Марин живёт своими звездами, а его жизнь посвящена их изучению. Не застыла ли его жизнь в этом пусть и прекрасном занятии? Но и вечный бег за преходящим к чему он ведёт? Такие вопросы проплывают в голове пока читаешь пьесу.

Кому нравится абсурдизм, то в этой пьесе есть и такое. Пьеса открывается тем, что начальник станции говорит Икиму (смотрителю), чтобы тот посматривал за курицами и утками, кабы приходящий поезд не задавил кого из них, а то плохо будет Икиму, и начальник заставит его не только съесть задавленную птицу, но и оплатить её. Этой небольшой сценкой создаётся яркий образ начальника-самодура. Самодурство его будет проявлено и в других ситуациях: в том, как он манипулирует поведением пассажиров, а то, что он принадлежит к типу обываетелей номер один, которые многое понимают, но не желают выбираться из затянувшего их болота доказывает тот факт, как он в один голос вторит мадемуазель Куку, которая в пьесе выведена своеобразной "рукой Господа" этого маленького городка, следящей за исполнением в нём порядка ничуть не хуже, чем американский шериф. Уж, она, дай ей волю, стояла бы на страже закона  день и ночь, не забывая взыскать с  отступников заслуженно причитающийся штраф.


Такие они, скромные персонажи пьесы румынского автора, ставящие перед зрителем/читателем множество вопросов. И как обычно, в конце рецензии скажу, что у этой пьесы есть свой одноименный кинобрат, вышедший в 1978 году. Я лишь начала смотреть, но с самого начала уже видно и слышно, что диалоги, к сожалению, не аутентичны, опять сценаристы отрабатывает зарплаты и присочиняют. Ах, зачем же? Но об этом напишу в истории :)


Благодарю за внимание!











Учитель (после небольшой паузы, очень серьезно). Мадемуазель Куку, вы когда-нибудь были у моря?

Куку. Я принимала грязевые ванны в Текиргиоле.

Учитель. Нет, не грязевые ванны, у моря. Вы видели море?

Куку (подозрительно). Что вы этим хотите сказать?

Учитель. В таком захолустном городке, как наш... вокзал - это море, это порт, неведомые дали...

Куку. Какие дали?

Учитель. Жажда уехать далеко, бежать...

Куку. Бежать? Зачем бежать? Куда?

Учитель. Куда-нибудь в другие края. В другой мир.


 

Источник

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!