Больше рецензий

30 октября 2021 г. 14:38

438

4 "... Все начинается и заканчивается на пустоши..."

Скандинавские авторы - это особое явление в литературе. Во всяком случае для меня. В большинстве своем на мой вкус они не слишком сильны в построении детективных линий, и герои их не слишком фактурны, и диалоги оставляют желать лучшего, но есть кое-что, чего у них не отнять, и благодаря чему рука то и дело тянется к их книгам. Это "кое-что" - та атмосфера, которой насквозь пропитаны их произведения, то ощущение тлена и безнадежности, в которые они погружают читателя, беспросветный туман и постоянный холод - как погодный, так и душевный. Не знаю как Вам, а у меня иногда душа просит чего-то подобного и на помощь всегда приходит кто-то из скандинавских авторов. Я ставлю им оценки не столько за содержание (при желании его легко можно расстрелять претензиями, как манекен в тире), сколько за попадание в тон с моими периодическими упадническими настроениями.

Прочитав аннотацию, можно подумать, что "Мертвая зыбь" (кстати, почему у произведения такое названия я так до конца и не поняла) это детектив. Однако в моем понимании история, рассказанная Юхан Теорином, до детектива не дотягивает. Если воспринимать детектив как жанр, в котором читателю предлагается наблюдать за процессом исследования какого-то загадочного происшествия с целью выяснения его обстоятельств и раскрытия загадки, "Мертвая зыбь" по всем этим дефинициям слегка "недо". Как такового связного и толкового расследования в книге нет. Есть какие-то потуги отдельных героев выяснить отдельные факты, но читателя не удосужились познакомить ни с логикой этих героев, ни с цепочкой их рассуждений и умозаключений. Все, что мы видим глазами стороннего наблюдателя, это какие-то хаотичные рывки, которые что-то да дают нашим персонажам, но не нам, не читателю! Все, к чему они приходят, выглядит не как истина (пусть даже по итогу их представление о произошедшем и может оказаться истиной), а как паутина сплошных догадок и предположений! В конце книги один из персонажей делает попытку предоставить свою версию произошедшего, но на мой взгляд это получается сыро и неубедительно. Эта версия из разряда "как могло бы быть", она не подкреплена крепкой доказательной базой, показаниями свидетелей и т.п. Мне, привыкшей к канонам классического детектива, где к финалу сыщик обладает полной картиной произошедшего и может разложить ее по полочкам, такой расклад несколько не по душе. Поэтому воспринимать "Мертвую зыбь" как детектив - это значит увидеть в нем то, до чего он не дорос.

Если бы я взялась более-менее конкретно определять жанр этой книги, то по моим ощущениям она все таки ближе к триллеру. Автору неплохо удалось писать так, чтобы вызывать у меня чувства напряжения, тревожного ожидания, волнения и страха. А отдельные эпизоды (вроде когда Джулия отправилась в дом Веры Кант или когда Йерлоф ехал в машине с Гуннардом) вообще по накалу вышли потрясающими. Легкие намеки на мистику тоже не портили впечатления - всерьез они не воспринимались, но к шевелению волос на затылке причастны. И это при том, что стиль у автора очень неторопливый и понаслаждаться созданною им тревожною атмосферою времени хватит сполна.

Юхан Теорин использует в своей книге весьма популярный литературный прием - он подает читателю две отдаленных друг от друга по времени истории и медленно движется к их столкновению в одной точке. Он пытается навязать нам мысль, что Нильс Кант, умерший много лет назад и похороненный на местном кладбище, как-то причастен к пропаже мальчика, который как будто растворился в воздухе одним туманным днем. Именно из-за того, что автор, рассказывая историю Нильса Канта и вытягивая на свет всю ту мерзость и грязь, которая сидела у него в душе, хотел чтобы мы видели в нем еще и убийцу Йена Давидссона, я и мыслила в абсолютно другом направлении. Для себя я однозначно решила, что Нильс не виновен в исчезновении Ейна, а вот кто таки за этим стоит я до конца так и не смогла разгадать. Вернее, я даже не пыталась - в связи с тем, как мало исходных данных дал мне на руки автор. А вот в том, кто убил Нильса Канта, я не сомневалась ни секунды - даже не располагая никакими уликами, я подспудно была в этом уверенна. Поэтому финал меня, если и шокировал, то только лишь наполовину. Но и этот шок был слегка испорчен тем, как выплыла наружу разгадка.

Если сравнивать по мере моего интереса историю современности и историю Нильса Канта, то о делах нынешних мне читать было интереснее. Но с историей главного Эландского злодея не все так просто. Изначально, когда он жил на острове и кошмарил на свой лад местных, я испытывала к нему жгучее чувство ненависти и презрения. Позднее же, когда автор отправил его в Коста-Рику и его глазами показал читателю одиночество, оторванность от родины и тоску по ней, я словила себя на мысли, что где-то в глубине души я начинают сочувствовать этому мерзавцу. И эта мысль мне не понравилась. А уж когда он вернулся на Эланд и попал в переплет, я так и вовсе хотела, чтобы он выбрался из него живым. Вот уж поистине - из всех тех зол, которые были в этом замешаны, мой мозг посчитал Нильса Канта меньшим из зол почему-то, хотя все, собравшиеся там, были на свой лад "хороши". Вот в чем собственно особенность повествования от первого лица преступника - невольно начинаешь где-то его понимать, в чем-то находить ему оправдания, в чем-то сочувствовать. А он этого совершенно не достоин...

Можно было бы долго и скрупулезно разбирать эту книгу на отдельные моменты, выискивая в ней неточности, несоответствия, сюжетную непроработанность и тому подобное. Но я этого делать не буду, поскольку от чтения я все таки получила определенное удовольствие, хоть и не то, на которое рассчитывала. Я уже как-то читала у Юхан Теорина "Ночной шторм" и по до конца неведомым мне самой причинам "Мертвая зыбь" понравилась мне больше. Если Вы, принимаясь за эту книгу, ожидаете получить крепкий детектив, то велика вероятность, что Вас постигнет разочарование. Если же Вы настроены на неторопливую скандинавскую атмосферную драматическую историю и готовы простить ей кое-какие литературные огрехи, то смело можете браться за "Мертвую зыбь". Книгу я слушала в исполнении Евгения Перепелицы и должна признать, что в том, что произведение мне пришлось по душе, есть очень большая заслуга чтеца. Не уверенна, что, читай я его глазами, эффект был бы тот же...

картинка missis-capitanova

Книга прочитана в рамках 10-го тура игры "Новогодний флешмоб 2021"