Больше рецензий

Gauty

Эксперт

Диванный эксперт Лайвлиба

19 ноября 2021 г. 23:05

1K

4 Вам никаб, чадру или шейлу?

Я мало что знал об Исламской революции в Иране. Честно говоря, о Персеполисе Ахеменидов - намного больше. То немногое, что припоминалось, была очень далекая реальность и, конечно, мемас о том, какие были иранки до 1979 года. Я люблю обдумывать происходящее в разных странах скорее проводя исторические параллели, нежели анализируя политические расклады. В дебаты не вступаю, потому что эта острая тема может многих взорвать, к счастью, в переносном смысле. Тема терроризма стала реальностью и даже обыденностью в нашей стране с Чеченской войны и взрывов жилых домов. Но о конфликтах на Ближнем Востоке, Секторе Газа я думал мало, походя, потому что всегда найдётся, о чём бы подумать ещё. И не то, чтобы их жизни кажутся менее важными, чем наши, нет. Просто потому что пока что-то не задевает нас - оно остаётся невидимым или за прозрачной плёнкой.

Эта история не только о бородачах в чёрном и не о женщинах с усиками в никабах, но о гораздо большем, чем просто одежда. Она о медленной и методичной войне, которая ведется против любой свободы в Иране, и рассказана глазами женщины, которая пережила это в детстве. Это автобиография девочки Маржан, действие которой происходит в Иране в конце 1970-х - начале 1990-х годов. Приятно, что начинается всё с самого начала, то есть с момента осознания себя. В первой части о раннем детстве ещё нет того чёрного юмора, которым будут пронизаны остальные части. Зато здорово раскрывается внутренний мир и вопросы, волнующие ребёнка. В окружающих предметах взрослые видят их назначение, видят то, чем эти предметы полезны для них. Дети же видят лицо вещей. Они не знают, откуда эти вещи явились, кто их сделал и сделал ли кто. Дети знают, что вещи существуют, что вещи живут, и относятся к вещам, как к живым существам. Не менее прекрасно всё происходит и с нематериальными. Действительно ли шах был избран Богом? А если спросить? Бог, можно я буду твоим пророком, буду каждый вечер перед сном тебе отчитываться. А если я не хочу носить хиджаб, можно ли этого не делать и почему нужно прятать волосы, кого там они возбуждают? Папа, а что такое мужские яйца и прочее-прочее. Сатрапи не пытается представить свое детство в Иране лучше, чем оно было, но она также не пытается представить иранцев податливыми марионетками. Они борются, сопротивляются пусть даже это выражается в ношении рубашки, заправленной в брюки и надевании галстуков. Родители Маржан - революционеры, и с детства девочка замечает, как её родных сажали в тюрьмы или даже казнили. Она смотрит, как одноклассники идут на похороны своих отцов, как выстраиваются очереди в аэропорты, чтобы уехать из страны. Перед читателем промелькнёт взгляд прогрессивной юной девушки, которой родители объясняли, что такое свобода и давали возможность пощупать её. Богатая семья с кадиллаком, прислугой и регулярным отдыхом в Европе, сама она правнучка одного из последних императоров Ирана. Я подчёркиваю это не с осуждением, а чтобы вы понимали призму, через которую смотрит Маржан. Ей не навязывали с детства идею, что она обязана выйти замуж в 18 или слушаться старшего в роду беспрекословно. Поэтому в подростковом возрасте она тоже начинает бунтовать, а вовсе не поддерживать фундаменталистов. При этом больше всего трудностей доставляет прятать спиртное на вечеринке, или протащить через таможню плакат "Iron Maiden". Ну то есть уровень проблем вы понимаете.

После того, как свободное будущее оказалось под угрозой, родители отправляют её одну учиться в Австрию. Это реально очень болезненный опыт для человека, никогда не жившего в соло. Неплохо описана жизнь и проблемы мигранта, уход в отрыв, когда ты тебе сносит башню от свободы и вариативности, а также попытки найти своё место и новых лучших друзей. Я больше всего уважаю в комиксах хорошие описания личностных проблем, и вот здесь порадовал момент, когда она переживала свою потерянную первую любовь и осознание, что ей воспользовались. Здорово показано, что даже при близких отношениях Маржан с родителями, ей настолько стыдно, что она не оправдала их надежд, что она не может им позвонить даже в случае бродяжничества, то есть нереальной нужды. Достоверно, короче говоря. Вообще этот нелёгкий опыт конечно окажет влияние на её становление, но в комиксе это не особенно показано. Точнее, мало сделано акцента на обдумывании ошибок после возвращения.

Художественный стиль - простой, черно-белый, почти детский, и простота помогает сделать повествование еще эмоциональнее. У Бумкниги мне больше понравился роман "Одеяла", но кажется, что исключительно из-за моего равнодушия. Как в старом анекдоте: "Проблемы негров шерифа не волнуют".

Комментарии


Когда-то давно, когда я еще была студенткой первых курсов университета,  поздней ночью я увидела одноименный мультфильм. После я смотрела его еще пару раз. Очень люблю этот мульт - особенный по тематике, узнаваемый по стилю. Тема Ближнего Востока сопровождает меня со старших классов, так что в этой теме многое мне понятно и знакомо. И что иранская революция, что революция в Афганистане вызывают во мне бурю внутреннего протеста. Даже приятно было увидеть книжку в моей ленте и вспомнить свои эмоции от "Персеполиса" через столько лет)


Тема Ближнего Востока сопровождает меня со старших классов

Смешно, меня тоже, только древнего Ближнего Востока)
И приятно, что доставил эмоций, пусть и опосредованно.


Ага, я помню, что вы мне даже советовали книжки по Древнему Египту)

Мне тоже, т.к. у меня специфический литературный вкус, так что я редко вижу в ленте любимые книги, а уж тем более положительную их оценку)


Можно на ты, если что. Да, понимаю такое, приятно проглядывая ленту найти не красные оценки на любимые книги:)


Ко мне тоже можно на "ты")

Ага, хотя я не чувствительна к отрицательной оценке своих любимых книг) нет и нет) Просто бывает интересно их вместе с кем-то обсудить, что бывает редко


А я вот иногда горю) Поэтому отписался от новых рецек на любимые книги, прочтёшь и ужаснёшься.


Не стоит нервничать из-за ерунды, и без того хватает) но тупые рецензии иногда удивляют и меня в худшем смысле) когда человек не разбирается в теме, а потому и считает, что книга ни на что не годится. Невежество никуда не денешь)