Больше рецензий

Ptica_Alkonost

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

26 ноября 2021 г. 08:33

833

4 Бес Купидон - покровитель сладострастия...

1707 год. На сегодняшний день прошло 314 лет с момента написания книги, однако она ни на йоту не потеряла актуальности. Возможно она воспринимается, как написанная более витиеватым слогом и с меньшим количеством "движухи", но человеческая природа, она все та же. Так сошлись звезды, что эта книга давненько находится в више, но недавно прочитанный Курляндский бес, где один из героев весьма оригинально реагировал на эту книгу, чем побудил прочесть оригинал, а еще и игры ЛЛ дали мотивационный "пинок" именно сейчас - в общем шанса не прочитать ее не было. И результат мне понравился. Дон Клеофас-Леандро-Перес Самбульо, студент из Алькала, - любознательный и несколько образованный юный обормот, получивший случайную возможность провести время в компании беса Асмодея. Последний, будучи бесом деятельным, просвещает своего визави по вопросам как философским, по поводу качества жизни и общества, так и порокам человеческим, которым он и впредь готов потакать.... И да начнется франко-испанский Декамерон! Ибо автор сего - француз, а место действия - Мадрид.

Силою дьявольского могущества я подниму все крыши, и, несмотря на ночную темноту, все, что творится под ними, предстанет перед вашими глазами.

Какая коварная и при этом завлекательная идея! Вместе с этим дьявольским чичероне мы сможем погрузиться в особенности европейских нравов 17-18 века, ощутить их специфику на конкретных примерах. Иногда казалось, что идешь медленно мимо старинных памятников, и они рассказывают свои истории, такие обыденные и такие типичные. Со стороны всегда легко оценивать чужую глупость или недальновидность, судьболомные действия и пороки, начиная с алчности и до бесконечности. Были весьма философские истории, были мелодраматичные, попадались и забавные сценки, но присутствовали и жестокие и аморальные - все, как и продиктовано природой человеческой. И при этом объем книги-то небольшой, так что бес умудрился подать это "блюдо без крыш" очень концентрировано.
Многое можно сказать и выделить в предложенных Асмодеем сценах. Вот только небольшая часть:
- интересен взгляд на правосудие в гендерном аспекте: мужчин пытали и казнили за проступки, женщин же -ссылали на пожизненное заключение в монастырь грешниц. И неизвестно еще, что хуже...
-основная беда тут - половой вопрос и совращение невинных. Причем виноватыми оказывались все те же непросвещенные уступившие притязаниям экс-девицы... Обращаться с ними, как с мебелью, было в порядке вещей. А желание обладать конкретной девицей при наличии денег либо смекалки всегда сотрет преграды.
- усовершенствование своего внешнего вида всегда было эпично... и триста лет назад это было эпично вдвойне!! Стоит посмеяться, но на самом деле не смешно от такой богатой истории внешних преображений....
- сойти с ума можно всегда, поводы не меняются через столетия по большей части.
Приподнятые крыши разных домов Мадрида убеждают в порочности человеческого существования в целом, в отсутствии природной справедливости (только волевой, которая сама себе правосудие), в "винтиках в машине госаппарата". При этом автор очень строг в вопросах формализации и следованию принципам управления вниманием читателя, - сцены и истории плавно перетекают одна в другую, предоставляя богатый спектр типажей и характеров. Одно хорошо - сильны все же алхимики и каббалисты, не разгуляться бесам всласть.

Прочитано в рамках Игры в классики и Собери их всех