Больше рецензий

boservas

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

3 декабря 2021 г. 12:13

2K

4 "Черный монах" по-французски

"Я существую в твоем воображении, а воображение твое есть часть природы, значит, я существую и в природе" - это цитата не из Мопассана, это то, что "услышал" чеховский герой - магистр философии Коврин - от своего призрака. Я еще вернусь к этой цитате, а пока хочу сказать, что на компактную повесть французского реалиста XIX века я натолкнулся совершенно случайно, листая сборник "Безумие и его Бог". Об этом сборнике тоже есть что написать, что, возможно, я и сделаю когда-нибудь, если отпишусь по остальным, населяющим его произведениям.

Читая же "Орля", я не мог не вспомнить чеховского "Черного монаха". Между этими двумя произведениями есть какая-то связь, которая выражается в самой сути обеих повестей - это попытка описания развития душевной болезни.

Да, оба героя - шизофреники, чеховский страдает манией величия, персонаж Мопассана - параноик. Это, конечно, разные проявления шизофрении, но в обоих случаях авторы пытаются подробно и детально представить процесс деградации личности. Я склоняюсь к мысли, что Чехову это удалось сделать более точно и профессионально, так на то он и профессионал, всё-таки медицинский диплом, да и сама психиатрия входила в круг его именно профессиональных интересов как врача. Татьяна Щепкина-Куперник писала: «Не раз он говорил мне: «Изучайте медицину, дружок, - если хотите быть настоящей писательницей. Особенно психиатрию. Мне это много помогло и предохранило от ошибок».

Да и сам формат чеховской повести - рассказ от лица автора - позволяет подойти к изображаемому процессу более объективно. Мопассан же выбрал форму дневника, то есть, его герой, страдающий от болезни, и автор текста - одно и то же лицо. Если же учесть, что в 1887 году, когда писалась повесть, Мопассан уже три года страдал от серьезнейшей ипохондрии и глубокой депрессии, то вполне логично предположить, что в роли автора дневников выступает сам автор повести. Это можно представить как некую попытку осознать и систематизировать процессы, которые происходили в его внутреннем мире, с которыми он пытался бороться, но каждый раз убеждался в собственном бессилии.

Повесть Мопассана, опять же, если сравнивать её с чеховской, имеет черты не только реализма, но и довольно заметный мистический оттенок, позволяющий некоторым критикам и читателям относить её именно в категорию мистики. Но я бы не согласился с таким определением, да, Мопассан пытается нагнать... выражаясь современным языком "хоррор", но, на мой взгляд, не это первично в его замысле - главное тут всё же попытка описать зарождение и развитие душевной болезни, показать "физиологию" распада личности.

Герой переживает процесс вживления в его сознание и даже тело какой-то посторонней субстанции, которая "открывает" ему своё имя - Орля. По-французски "le horla", что можно перевести как "нечто вне", ближе к финалу внешнее зло становится внутренним, герой говорит: "Я погиб. Кто-то овладел моей душой и управляет ею! Кто-то повелевает всеми моими поступками, всеми движениями, всеми моими мыслями. Сам по себе я уже ничто, я только зритель, порабощенный и запуганный всем, что меня заставляют делать"

Вполне логично выглядит финальное желание героя, доведенного до отчаяния, уничтожить своего врага, убив себя. И это тоже не авторская придумка, а проявление тех процессов, которые переживал сам Мопассан, через четыре года после написания повести он предпримет попытку самоубийства.

Так вот, возвращаясь к чеховской фразе, с которой я начал рецензию. Мысль Антона Павловича на самом деле не очень оригинальна, суть её в том, что реальность, созданная больным сознанием, так же реальна для своего автора, как любая прочая, и в таком качестве она руководит его действиями и проявлениями, накладывая свой отпечаток на всё, с чем соприкасается человек. В случае с героем Мопассана - это сожженный в состоянии припадка дом, и погибшая в огне прислуга. Ведь это реальные последствия "борьбы" с "нереальным" Орля.

Если сравнивать "черных монахов" - персонификаций болезней, то чеховский просто душка в сравнении с мопассановским. Он - "монах" Чехова, скорее друг своей жертвы, даже наставник, субъект, беседуя с которым главный герой испытывает наслаждение. "Монах" Мопассана - истинный монстр, злодей, даже демон, измывающийся и издевающийся над своей жертвой.

И оба героя приводятся своими болезнями к смерти, но Коврин умирает тихо и спокойно, со счастливой улыбкой на губах, герой же Мопассана в последней фразе дневника дает нам понять, что он убьет себя, и поскольку продолжения не следует, её - фразу - следует понимать как подтверждение факта самоубийства, самоубийства в исступлении и тяжелой депрессии.

Но кроме чисто психологической тематики, которой насыщена повесть Мопассана, мне после окончания её чтения, пришла в голову вот какая мысль - ведь Мопассан оказался провидцем судьбы европейской цивилизации того формата XIX века. Она так же, как и герой повести, рантье, имеющий деньги и свободное время, доведет себя до исступления разными придуманными поводами и через какое-то время устроит пожар Первой мировой войны, а потом попытается покончить с собой, когда породит еще одну химеру своего сознания - фашизм. Я понимаю, что это очень спорная аналогия, и тем не менее...

02:16

Комментарии


Спасибо, интересно.
И клип в конце довольно странный.
Я не читал ни то, ни другое, так что судить не могу.

Мопассан же выбрал форму дневника

похоже на "морфий" Булгакова? Не совсем душевная болезнь, но распад личности налицо.

желание героя, доведенного до отчаяния, уничтожить своего врага, убив себя

а это уже "Джекилл и Хайд..."


Спасибо за внимание )
Нет, Женя, Джекил и Хайд - это немного о другом, там было две личности, а здесь только одна, крайне параноидальная. И с "Морфием" не очень сходится, там все же осознание своей болезни и зависимости, здесь же полная подчиненность шизофренической идее.
Но что-то общее во всех этих произведениях, естественно, есть, но мне ближе всех показался именно чеховский "Черный монах", почему я и построил свою рецензию частично на сравнении.
Кстати, очень советую чеховскую повесть. Прямо, очень-очень )


Джекил и Хайд - это немного о другом, там было две личности

в смысле две личности?!! Там вроде вся фишка была в том, что это одна личность. Пойду учить матчасть.... :)

Кстати, очень советую чеховскую повесть. Прямо, очень-очень )

Хм, так настойчиво мне ещё не советовали. Придётся прочесть


Ну, в принципе, Джекил и Хайд были разными ипостасями одной личности, но очень полярными. И Хайд был клапаном, выпускающим дурные инстинкты Джекила, но не болезнью в том качестве, в котором предстает Орля...


Короче, совсем не похожи :)
Придется и это читать :)


ОРЛЯ — это такие маленькие привидения, которые держатся кучно и вредят мелко. Поселяются обычно в доме человека, немножко сошедшего с ума. Одним из их любимых занятий является залепление собою зеркала в тот момент, когда человек пытается рассмотреть свое изображение, но видит из-за вредителей только мутное нечто — и порой пугается. Орля считают свои пакостные дела занятием скучным и противным, поэтому требуют за вредность молоко. Когда хозяин оставляет на столе стакан молока, то они пользуются этим питьем и очень удивляются , что человек пугается исчезновения жидкости.
Рано или поздно чудикам приходится менять хозяина, так как человек, доведенный ими до нервного истощения, сжигает свой дом, пытаясь таким образом избавиться от вредителей. Как правило, после этого человек попадает в сумасшедший дом, где врачи своими уколами и таблетками доводят его мозг до полного размягчения.
Мопассан писал новеллы «Орля», и «Он?» будучи уже сильно больным на голову, что однако не умаляет художественных достоинств последних его произведений.


Чехов лечил болезни, в том числе психические, а Мопассан уже был ненормален, когда создавал "Орля", поэтому настроение повестей - разное. Черный монах может дать иллюзию гармонии, а ОРЛЯ расшатывают психику героя...