Больше рецензий

boservas

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

5 декабря 2021 г. 20:01

2K

5 Ах, Арбат, мой Арбат...

Алексей Арбузов - уникальный драматург нашей советской эпохи. С одной стороны - он был чрезвычайно успешен в качестве автора злободневных пьес на производственную тему (то, что было востребовано в первую очередь), с другой - он же стал чуть ли не самым мощным глашатаем лирическо-романтического начала в советской драматургии. Экспериментировал он и с формой, что дало повод некоторым критикам говорить о влиянии на него Теннесси Уильямса и Джона Осборна.

Лирическими и романтическими тонами проникнута и пьеса, получившая название "Сказки старого Арбата"... Уже в самом названии чувствуется что-то "окуждавское", постарался Булат Шалвович "приватизировать" всю арбатскую тематику, та же история с зоринскими повестями. Но и сказочная линия тоже имеется, история, представленная на суд зрителю, все же пьеса пишется для зрителей, если не считать режиссера и актеров, выглядит довольно сказочно.

А между тем, на самом деле пьеса стала отражением взглядов автора на суть творчества, и в большой степени на проблему отцов и детей. Да, Арбузов продолжает некогда заявленную Тургеневым тему. Мне попадались в статьях о творчестве Арбузова замечания о том, что его пьесы буквально насыщены автобиографическим материалом. Вот, и в "Сказках старого Арбата", видимо, нашли отражение некоторые проявления личной жизни автора. Известно, что у Арбузова были очень непростые отношения с собственным отцом, бросившим жену с маленьким сыном в годы революции и гражданской войны. В 11 лет автор потерял мать, был беспризорником, отца он так и не смог простить.

Затем, когда Арбузов уже сам был отцом, у него так же непросто складывались отношения с собственным сыном Кириллом. Так что заявленная тема отцов и детей была для автора крайне животрепещущей.

В пьесе он приводит главных героев - отца и сына Балясниковых - потомственных мастеров-кукольников к примирению, выясняется, что все их конфликты и недоразумения носили поверхностный характер непонимания, в главном же - отношении к искусству - они оказываются полными союзниками и единомышленниками, но прийти к этому пониманию им непросто, для этого требуется самое настоящее чудо - сказка по имени Виктоша.

Так зовут девушку из Ленинграда, которая появившись неожиданно в старой арбатской квартире, влюбила в себя отца и сына, первому помогла преодолеть творческий кризис, для второго стала музой, но главное - сумела примирить и объединить двух настоящих художников. Старший Балясников еще и проходит через испытание жертвенностью, увидев, что между сыном и Виктошей возникло чувство, он отказывается от претензий на девушку, хотя перед этим пережил необыкновенный эмоциональный взлет от давно не посещавшей его влюбленности.

Более того, в порыве творческого энтузиазма он, наконец-то, создает двух кукол для пьесы на тему Троянской войны, над которыми безуспешно работал несколько месяцев: Парису он придает внешность сына Кузьмы, а Елене - черты Виктоши.

Сказка состоялась - чудо свершилось! Старый Арбат получил новый импульс - жизнь продолжается, нас ждет прекрасное завтра, в котором все будут счастливы, пусть и по-своему. Возможно, вы улавливаете в моих словах некоторую иронию, но её здесь нет, это тот случай, когда лирика и романтика, в меру соединенные со сказкой, не рождают ощущения пошлости, а, наоборот, привлекают чистотой и свежестью. Этакий арбатский вариант "Алых парусов"...

Кстати, кроме того, что пьеса с успехом шла в 70-е годы в советских театрах, в 1982 году по ней был снят художественный фильм "Сказки... сказки... сказки Старого Арбата". Это был в некоторой степени семейный проект: режиссёром выступил зять автора - Савва Кулиш, а роль "киношного" сына Кузьмы исполнил настоящий сын Кирилл, тот самый, с которым у автора были непростые отношения.

А ведь была еще телевизионная постановка 1973 года Ленинградского драматического театра им. Пушкина (ныне - Александринского), которую я тоже помню, хотя и очень смутно. Интересно, что и телеспектакль и фильм косвенно касаются актрисы Алисы Фрейндлих, в постановке 1973 года роль отца-Балясникова играл её отец Бруно Фрейндлих, а в фильме 1982 года ту же роль исполнил её муж - Игорь Владимиров. Вот такое совпадение...

02:36

Комментарии


Фильм помню.
В юности, конечно, ничегошеньки не поняла.
А гораздо позже (когда "Ах, Арбат..." уже было частью моей жизни), тогда фильм смотрела другими глазами.


Спасибо, очень интересно.

постарался Булат Шалвович "приватизировать" всю арбатскую тематику

да, действительно :)
А Визбор "приватизировал" Сретенку

а в фильме 1982 года ту же роль исполнил её муж - Игорь Владимиров

уже бывший муж :)

Парису он придает внешность сына Кузьмы

Хм. Вообще-то Парис - отрицательный персонаж, который ещё и погибает. А вот эго отец Приам - положительный. Видимо, отец, проявив жертвенность, всё-таки насладился маленькой символической местью :)


Вот бы кто-нибудь "приватизировал" Южное Бутово? )
Интересное замечание по поводу отеческой жертвенности )