Больше рецензий

Lorna_d

Эксперт

Эмм... А какой вопрос был?

14 декабря 2021 г. 14:03

239

4

Я скажу так: очень странная она - эта история. И, как оказалось, не такая уж и простая.
В процессе чтения я никак не могла определиться с жанром романа. Что это - трагедия несчастных влюбленных? Или просто описание образа жизни и традиций ортодоксальных евреев, проживавших в большом количестве на территории Галиции? Я не понимала, нужно ли сочувствовать бедному Гиршлу, который натурально сошел с ума от любви. Не понимала, как воспринимать стойкость Блюмы. Было это, все-таки, равнодушием к чувствам несчастного Гиршла или это гордость бедной бесприданницы и желание остаться пусть и несчастливой, но честной, не вставая на пути возлюбленного (если, конечно, она вообще была влюблена в парня)?
В общем, вопросов было много и ответы я получила отнюдь не из романа, а из критической статьи некоего Гилеля Галкина, которую не поленилась прочитать. И, честно, если бы не эта статья, роман так и остался бы для меня загадкой. Как, впрочем, и автор "Простой истории". А если прислушаться к критику, взглянуть на книгу с его точки зрения, то роман может заиграть новыми красками - как, оказывается, бывают полезны подобные комментарии.
Если прислушаться к критику, можно понять, что Агнон относится с иронией абсолютно ко всем своим персонажам - не только к очевидно комичным. И на многие странные моменты романа стоит смотреть не с недоумением, а с юмором, потому что это, оказывается, сарказм.
Сарказм в отношении существующих традиций, которые утратили свою актуальность, как, например, устройство браков детей родителями без ведома этих самых детей, но обязательно с помощью свахи (ну или свата). Сарказм в отношении медицины того времени. Сарказм в отношении образа жизни этих местечковых евреев.
Только Блюма осталась той героиней, к которой Агнон относится серьезно, одев ее в броню из гордости и независимости, оберегая от пошлого адюльтера или несчастливого брака ради брака. Только Блюма не участвует в мелочной возне Шибушских будней. И, показывая ее на страницах романа практически мельком, от случая к случаю - хотя именно ее историей начинается книга, - практически не посвящая читателя в подробности ее будней, автор тем самым как бы оставляет за своей героиней свободу выбора, возможность не подчиняться устаревшим традициям и привычкам земляков и соплеменников.
В общем, в отношении "Простой истории" очень неплохо понимать, с какого ракурса на нее смотреть, иначе эта история может оставить ощущение зря потраченного времени. А после пересмотра своего отношение к описанным людям и событиям я поняла, что роман хорош и по-настоящему ироничен. И чем-то неуловимо напоминает замечательную вещь другого классика Кальман Миксат - Зонт святого Петра .

Читаем классику вместе - Литературный турнир. Тур 3