16 декабря 2021 г. 22:30

167

4 Путешествие во внутренний мир психологии бенгальца 19 века

Книга по объёму совсем не маленькая, но благодаря очень красивому и мягкому слогу Кристофера Ишервуда, она читается легко. Конечно, если бы пришлось описывать только самого Рамакришну, объем получился бы раза в 2 меньше, ещё одну половину книги составили описания жизней и характеров главных учеников Рамакришны, среди которых особенно выделялся Вивекананда.

Говорят, что все познаётся в сравнении.

Я не могу не сравнивать эту книгу с книгами Бхактивинода Тхакура, с книгами Елены Блаватской, которые были современниками этих событий, с книгами бенгальцев гаудиа-вайшнавов, которых я не мало прочитал, с книгой о жизни Чайтаньи, Рамануджи, Шанкары. Но самое главное, я не могу не сравнивать эту книгу с Махабхаратой, Вишну-пураной и Бхагавата-пураной, а также Рамаяной в изложении Валмики и в пересказе разных авторов.

И несмотря на общие, присущие видимо всем индусам, и наверно, особенно бенгальцам, черты - постоянно видеть в боге человека и также в человеке видеть божественное, почему то это вроде бы боговдохновенное писание, евангелие от Кристофера Ишервуда, не пробудило во мне ни веры в Рамакришну как в воплощение Бога, ни усилило во мне преданности к Божественной матери, к Шиве, Вишну и т.п.

Размышляя над тем, почему так произошло, особенно учитывая, что сам я очень почитаю этих божеств, я пришёл к выводу, что причина этого кроется в том, что здесь божественная природа показана самыми глупыми и примитивными красками, которые не могут вдохновить моё сердце на преданность и любовь к Богу.

В своей жизни я открыл для себя самое удивительное произведение, Шримад Бхагаватам или Бхагавата Пурану. Эта книга изменила мою жизнь и пробудила во мне все спящие духовные наклонности, зародив в сердце любовь к Богу. Но вот здесь, в этой книге Рамакришна объявляет себя тем, кому поёт свою бесконечную хвалу Бхагаватам, Рамаяна, Бхагавад Гита и вся Махабхарата, а у меня внутри ничего на это даже не откликнулось.

Не могу понять, почему же он совсем оказался не похож на те облики прекрасной, лучистой личности Рамы или Вишну, Нараяны, которые уже давно стали для меня любимыми. Вместо этого мне показалось, что я просто оказался в обществе фанатично настроенных людей не очень высоких моральных качеств, которые в постоянном психическом экстазе по любому поводу принимают свои эмоциональные всплески и переживания за высочайшее духовные просветления, а потом, настолько же быстро забывая о них, насколько хватает времени выйти за территорию храма, тут же начинают сомневаться во всем и снова вести греховный образ жизни. При этом особенно забавно наблюдать эти экзальтации духовных порывов на фоне тотальной нищеты и абсолютной беспомощности вместо этих эмоций просто взяться за работу, улучшить свою жизнь и жизнь всего общества, привести свои дела и дела всей страны в порядок. Человек, который может постоянно болтать о духовном, но ради своего ближнего не способный поступиться завистью, скупостью, местью и религиозными предрассудками: таков живой портрет западной Индии 19 века, описанный в этой книге, и мне кажется он подошёл бы и для нашей эпохи. Что это, как не доказательство полной деградации жителей Древней Бхараты?

В индийской священной литературе содержится очень много мудрости, которая настолько покорила меня, что я отдал изучению её не один год своей жизни. Но вся эта мудрость никак не может уложиться в тысячу и одну нелепость всего происходящего в этой книге, что преподносится здесь читателю как божественная игра. Я правда не уверен, сможет ли эта книга пробудить в человеке больше веры и духовного рвения, чем житие таких наших подвижников как Александр Свирский, Нил Сорский, Павел Обнорский, Никандр Псковский, Нил Столобенский, Савва Сторожевский, Зосима Соловецкий, Сергий Радонежский. Даже жизнеописание Рамануджи, Шанкары пробуждает больше ответного чувства, что уж говорить о таких святых как Видура, брат Дхртараштры, о подвижнике джаде Бхарате, о царевиче Дхруве и Прахладе, о великом Бхишме и даже демоне Вритрасуре, историями которых переполнена литература древней Индии.

Индия, безусловно очень загадочная страна, очень трудно понять её, понять парадоксы её мистического и духовного знания, и вместе с этим, совершенно неприкрываемой лени, безалаберности и нищеты её народа. Эта книга не убедила меня в божественной святости Рамакришны, скорее даже больше разочаровала в нем. Но я лучше представил себе психологию бенгальца конца 19 века и понял, насколько она ничем не лучше различных предрассудков современного общества, и в сущности остаётся просто образцом такой заурядной, весьма обусловленой, глупой и ограниченной человеческой природы. Если это игра Майи, то единственное, чему мы должны испытать благоговение после прочтения этой книги, то это только к ней.

И все же я останусь при своём твёрдом мнении, что книги о людях феноменах должны по меньшей мере будоражить сознание человека, на то они и феномены. Эта же книга не открыла мне ни одного откровения и даже не заставила задуматься и глубоко поразмышлять ни над одной выраженной в ней мыслью.

Комментарии

Комментариев пока нет — ваш может стать первым

Поделитесь мнением с другими читателями!