Больше рецензий

Nekipelova

Эксперт

я мог бы выпить...

21 декабря 2021 г. 02:28

2K

4.5

Удивительная книга не только по теме, которую она поднимает, но и по самому подходу к изучению какого-то одного определенного мифа. На самом деле это похоже на гадание на кофейной гуще, но какое же оно увлекательное. Я не представляю, сколько литературы пришлось прочитать Фрэзеру, каким образом он доставал некоторые работы, это ведь 19-ый век, никакого интернета нет, только спустя какое-то время ты узнаешь о том, что вышли какие-то исследования, необходимые и нужные для твоей работы. Это на самом деле труд всей жизни.

Эта книга на самом деле бесконечна, потому что открывая любую главу, ты можешь погрузить в глубины непознанного. Автор только задает тебе вектор движения. Хотя это движение его, но он не скрывает и других путей. И ты можешь воспользоваться любой другой дорогой и пойти по другому пути познания. И посмотреть, куда тебя это приведет.

Когда мир был молод, научная база еще очень скудна, человеку нужно было как-то существовать в суровых условиях, которые он не понимал. Восход солнца, дождь, засуха, жара, холод - с чем это связано, как этим управлять и можно ли этим воспользоваться в своих целях. И так возникают всевозможные мифы, традиции, обряды и табу, которые постепенно, по мере взросления и получения человечеством опыта, трансформируются или отмирают. Но тогда, в юности человечества, у человека был не очень большой выбор в своих дейтсвиях. Все табуировалось и регламентировалось. И это не свободный человек, а раб традиций и обрядов. И вот, мы уже в 21 веке, когда мы так много знаем об окружающем мире. Так много и, одновременно, так мало. И свобода нам уже не так сильно нужна, нам становится страшно жить, потому что мы знаем, что мы можем управлять и восходами и погодой. И рельефы изменить мы можем. И от этого становится еще страшнее. Потому что неизвестно, к чему это приведет. И вот мы уже придумываем всевозможные обряды и традиции, воссозданные на основе старых и забытых. Нам надо держаться за что-то постоянное.

Грустно, что книга, написанная в 19 веке, актуальна и в начале 21. Все так же стучим по дереву и не наступаем на трещинки. И многое другое, которое окружает нас в жизни. И на вопрос о том, почему верите в эти приметы и суеверия, ведь это пережитки, следует очень лаконичный и четкий ответ. Ну раз бабушки верили и до нас дошло и не умерло, значит, актуально.

Ведь миф изменяется, в то время как обычай остается неизменным, и люди следуют обычаям своих предков, хотя причины, по которым предки эти обычаи соблюдали, давным-давно пришли в забвение. В истории религии неизменно присутствует стремление примирить древний обычай с его современным истолкованием, то есть создать здравую теорию, объясняющую абсурдную практику.

Комментарии


Какая ты молодец, что добралась и осилила! Третий год уже прокрастинирую, боюсь начать. Теперь всенепременно!


Нашла только в озвучке от lainer007. Твой перфекционист умрёт))) но он очень ровно читает. А с ударениями можно и привыкнуть, что через слово ошибается)))
Но книга очень классная!


Я одно время немного "загонялась" по поводу того, что вот вроде разумный я человек, за науку и всё такое, но и по дереву стучу, и "на дорожку" сижу, и другие бессмысленные ритуалы выполняю. А потом у Нила Деграсс Тайсона, астрофизика и крутого популяризатора науки, встретила интересную мысль, поразмышляла над ней и успокоилась :)

цитата
Задумайтесь об этом – когда мы читаем волшебные сказки, мы не судим о них по тому, правдивы ли они или нет. Вместо этого мы включаем извлеченные из них уроки в нашу картину мира. И не только это – евреи-атеисты обычно отмечают праздники с не меньшим соблюдением ритуалов, чем практикующие иудеи, вплоть до того, что оставляют пустое место за праздничным седером для Илии и убеждаются, что входная дверь не заперта, чтобы он мог просто войти, если он вдруг появится.
Зачем же это делает евреи-атеисты? Ответ лежит на поверхности. Ритуалы и традиции являются одними их наиболее прочных связующих элементов для людей всего мира. Посещение мессы по воскресеньям для католиков. Молитва пять раз в день для мусульман. Почитание предков в анимистических религиях. Можно участвовать, не рассуждая, имели ли место события, которые легли в основу ритуала, в каком-либо буквальном значении или нет. Участие создает чувство общности, которое практически всегда представляет собой ценность для цивилизации. Оно причиняет вред цивилизации только тогда, когда люди требуют, чтобы другие участвовали именно в их ритуалах, добиваясь этого с угрозами применением силы.
свернуть

Оно причиняет вред цивилизации только тогда, когда люди требуют, чтобы другие участвовали именно в их ритуалах, добиваясь этого с угрозами применением сил

У меня было несколько неприятных случаев, когда я отказалась стучать по дереву и плевать на дорожку)))

Я не выполняю ритуалы, никакие. И мусор после захода выношу) (мне так кажется) но идея книги в другом. Если сильно обобщить, то она такова: во всем мире у всех людей одинаковые страхи, на основе которых выстраиваются ритуалы, что делает их рабами общества и не сильно даёт шанса двинуться вперёд, но, если всё-таки движение произошло, как в данном, рассматриваемом случае, переход от магии к религии, то почти все ритуалы встраиваются в религию и им даётся новое объяснение, либо принимается как факт.


Но это я так восприняла)
Увидела глубокую взаимосвязь не только между поколениями, но и между всеми людьми)


Мысль интересная и небезосновательная, да. Спасибо!