Больше рецензий

31 декабря 2021 г. 09:12

35

3

"Рудин"
Еще один роман о лишнем человеке.Читать все эти излияния Рудина было просто противно. И совершенно его не жалко. Такие люди, которые только и могут, что красивые слова говорить, а к делу даже не думают приступать, были, оказывается, и в 19 веке, только назывались они иначе, чем сейчас, но тоже не получали они любви у общества. Собственно, роман "Рудин" показывает, как люди умудряются раскусить таких, как Рудин, очень быстро.
Важно, что "раскусывает" Рудина младшее поколение, которое оказывается прозорливее и умнее старшего. "Отцы" же легко попадают под влияние очаровывающих слов Рудина и оказываются в его власти: он живет за их счет, но характер его рано или поздно проявляется, и его изгоняют прочь.
Показательно, что имя Рудина прозвучало только пару раз в тексте, когда Дмитрия Рудина представляют обществу, и в финале, когда нам говорят о смерти Рудина. В оставшееся время он зовется только по фамилии, в то время, как большинство героев имеют имя-отчество, и по нему и зовутся, по нему к ним и обращаются. К Рудину же обращаются только по фамилии. Не, ну, может, я не заметила, конечно, но бОльшую часть романа он зовется точно по фамилии. Тургенев сам не уважает этого персонажа, судя по тому, что с каждым разом он оказывается во все более худшем положении. Рудин, как Базаров, не принадлежит ни к лагерю "отцов", ни к лагерю "детей". Он лишний, только много хуже Базарова. Базарова хотя бы жаль. Рудина же не жаль вовсе.

"Дворянское гнездо"
В этом романе Тургенев долго и подробно описывает сначала всю биографию каждого героя, всю его родословную (это примерно половина романа), прежде чем перейти к основной теме: влюбленность Лаврецкого в Лизу Калитину, и невозможность их супружества из-за имеющейся у Лаврецкого жены,. внезапно приехавшей в Россию. Лаврецкий по своему возрасту принадлежит к группе "отцов", он немолод, скорее ровесник матери Лизы Марьи Дмитриевны, он дружен с Леммом, старым учителем музыки Лизы, он частый гость Марфы Тимофеевны, тетушки Марьи Дмитриевны.
Роман называется "Дворянское гнездо" - образ гнезда, родового имения, дома, в котором жили веками у Тургенева показан на примере дома Калитиных. Есть, конечно, и второй дом - Лаврики, но он запустел из-за семейных перепетий в жизни Лаврецких, и сам Лаврецкий, единственный оставшийся в живых представитель рода не особо жалует этот дом. Туда он ссылает по сути опостылевшую жену с ребенком, когда понимает, что присутствие жены не позволяет ему жениться на Лизе. Остается только дом Калитиных, на фоне которого и разворачивается вся драма любовной истории Лизы и Лаврецкого. Сама Лиза выделяется на фоне этого хлебосольного, чисто дворянского, традиционного дома своей особой набожностью, своим видением мира, чистотой и незапятнанностью души, далекой от обывательских проблем. Ей все равно на сплетни, она холодна с Паншиным, истинным дитя света, который, кстати, ближе к "отцам", она ласкова с Леммом и предпочитает больше времени проводить с Марфой Тимофеевной. Ей же она посвящает свою тайну: желание уйти в монастырь после неудачной любовной истории. Лиза не от мира дворянского гнезда, она там лишняя.
Дети, унаследовавшие это "гнездо" - Леночка и Шурочка - также далеки от Лизы, они веселы и легкомысленны, они любят разные забавы вместо долгого сидения за карточным столом и перемывания косточек знакомым, как то любила Марья Дмитриевна.
Отдельным персонажем, на первый взгляд, стоит сам Лаврецкий. С одной стороны он далек от мира "отцов", не принимая ни Паншина, ни своей жены, ни стараний Марьи Дмитриевны снова свести Лаврецкого с женой, С другой - он такой же помещик, хозяин другого родового "гнезда", пусть и опустевшего на какое-то время, он точно так же вертится в кругу сплетен, он, правда, скорее жертва этих сплетен, нежели герой, но все же. И он не понимает возвышенной души Лизы, ее желания уйти в монастырь, ее острого переживания их расставания. Он жалеет себя, он ищет новых встреч с той, кому от этих встреч больно. При этом он и к детям не подходит, он как будто зависает посредине, ненужный никому. Лиза хотя бы находит свое место в жизни, даже если ей пришлось от этой самой жизни отречься. Она сильная девушка. Лаврецкий же может только плакать и винить судьбу, и оставаться лишним для обеих групп.

"Накануне"
И снова я не могу понять, отчего роман называется так, как называется. Почему - "Накануне"? Накануне чего? Да, возможно, главный герой Инсаров всё время ждёт болгарской революции, всё время к ней готовится, и так и умирает, её не дождавшись. Может, это поэтому - накануне? Вся жизнь его - накануне великого события, которое так и не совершается?
Мне же увиделся ещё один любовный роман. Елена и Инсаров. Причём, в этот раз всё намного серьёзнее. "Да, я твоя, возьми же меня" - это уже не робкие поцелуи и пылкие признания, это завуалированная любовная сцена. Тайный брак Елены и Инсарова - это уже важный ход, по сравнению с другими романами. Главная героиня тут бойкая и сильная девушка, которая знает, чего хочет. Елена и Инсаров принадлежат к группе "детей", поколения волнующегося, неспокойного, деятельного (хотя на самом деле ничего они так и не сделали. Зато вместе побыли, жизнью насладились хоть немного), поколение же отцов - это медлительное, спокойное, никуда не спешащее поколение, это старички вроде Увара Ивановича, флегматичного пожилого помещика, играющего перстами вместо слов. Бойкие дети от них далеки. У бойких детей своя судьба, они стремятся в путешествие, к совершению великих деяний, но, увы, не совершают их.
У романа открытый финал. Мы не знаем, что сталось с Еленой. То ли она погибла во время шторма, а гроб с телом её мужа вынесло на берег, то ли она всё же добралась, но с родителями больше никак не сообщалась - не ясно. В любом случае жизнь её без Инсарова, увы, кончена.

"Отцы и дети"
Вот, собственно, роман, ради которого затевалось чтение этой книги. Вот она тема отцов и детей, выраженная наиболее ярко: старшие братья-Кирсановы против Базарова. Поборники спокойного и привычного уклада жизни против революционера, которому надо всё сломать, место расчистить.
В романе также есть любовная линия: Базаров-Одинцова. Эта линия имеет неудачный финал. Одинцовой и Базарову не суждено быть вместе, они слишком разные. Сцена прощания Базарова с Одинцовой - самый трогательный момент этого романа, и кажется, что ещё немного, и выживи Базаров, всё бы могло у них срастись, но - нет. Именно потому эта сцена и трогательна, что этот момент близости двух персонажей ни в каких иных обстоятельствах не возможен.
Что касается темы "отцов и детей", то это противостояние выражено в диалогах-спорах Павла Петровича Кирсанова с Базаровым об отрицании всего, о принципах, без которых Павлу Петровичу жить немыслимо, а Базарову - очень даже. В спорах этих, из-за неумения вести эти самые споры, Кирсанов проигрывает, но Базаров проигрывает в споре с самой жизнью. Все его убеждения рушатся, стоило ему порезать палец и получить заражение крови.

"Дым"
Последний роман в этой книге. Отличается от других романов неким наличием хэппи энда, по крайней мере, в перспективе: Литвинов всё же объяснился с Таней, бывшей своей невестой, и есть шанс, что она его простит и они будут вместе. Хотя надо ли оно им?
В этом романе темы "отцов и детей" нет вообще. Зато есть любовный треугольник в лице Тани, Литвинова, её жениха, и Ирины, бывшей невесты Литвинова, дважды его предавшей. Ирина здесь совершенно непривлекательный персонаж. Она напоминает Элен Курагину. У неё тоже мраморная кожа, голые белые плечи, ко всему этому у неё магнетические глаза, которым практически не может противостоять Литвинов. У Ирины взбалмошный характер: захотела - выбрала высший свет вместо любви, захотела - напомнила бывшему жениху о себе, сломала его жизнь, потом снова ему отказала, потом опять просила не уезжать, а быть всё время при ней. Ирина играет с Литвиновым, совершенно не уважает мужа, и окружает себя молодыми людьми, которые в неё влюблены. Она настоящая светская львица и живёт по правилам высшего света. Все её слёзы кажутся ненатуральными, она показалась мне куклой, актрисой, хорошо знающей свою роль.
Литвинов же видится мне глупцом, который ведётся на все уловки Ирины. И то, что у него всё же достаёт сил сбежать от неё - это поднимает его в моих глазах.
Я так и не поняла, почему роман назван "Дым". Только потому, что едущий в купе Литвинов в полузабытьи обзывает всё, окружающее его дымом? Мол, всё это растворится легко и без остатка, всё это наносное: молодёжь, пламенно восклицающая в своих кружках, медиумы и "революционеры", которые на деле оказываются дрянь-помещиками, коим лишь бы "пааароть"?

Собери их всех