Больше рецензий

6 января 2022 г. 15:40

978

5

Это самая диковинная новогодняя сказка про любовь.

Для меня эта пьеса идет рука об руку с фильмом, на ней основанном. Фильм я смотрел раньше и для меня текст раскрыл и дополнил сюжет. При этом, мне кажется, что я уловил только самые поверхностные и очевидные смыслы. А может не уловил, а придумал, но это искусство, а искусство субъективно.

Любовь - уникальное явление. Это нельзя купить или получить по блату. Богатейший Северный клан фабрикантов не смог получить ее просто как, хотя смог достать 13й или 25й час, когда смерть бессильна и отступает.

Если Любовь уходит, то все искажается. Наступает хаос и гниение, приходит сумасшествие. Все материальное благо распадается, все традиции и порядки извращаются, как ни стараются их удерживать. Слуги сидят за одним столом с господами, деньги растекаются черной жижей, Северный Ветер оживает и арестовывает Новогоднюю Елку.

Когда же Любовь возвращается, неважно до гроба или уже после, то возвращается былой порядок вещей, все приходит в нормальное состояние.

Не сгнить и не тронуться умом могут лишь те, кто любит по-настоящему.

А любят по-настоящему немногие. В Северном клане вообще, кажется не принято любить, на протяжении пьесы члены семьи уходят один за другим, но почти никто не страдает и не оплакивает ушедших родственников. К этому относятся даже не буднично, а безразлично.

Каждый из членов клана интересен, каждый ищет любовь или то, что принимает за любовь.

Вечная Алиса - древняя матриарх клана на инвалидном кресле, ценит только воспоминания из прошлого, когда была активна и по-настоящему жила. Сейчас скорее номинальный правитель в клане, потому что передвигаться может только с помощью Тени - компаньонки и приживалки, абсолютно бессмысленного существа, прибившегося к влиятельной семье. Тем не менее Алиса очень цепляется за жизнь и за 13й час, чтобы не умереть. В сбивчивом диалоге Исполнительных оборотов 12 26 (мне кажется имеются ввиду как раз 12й и 26й часы, между которыми как раз 13й час, когда смерть не у дел) вроде объясняется, что как раз вместо нее умирает Фанни. То есть весь хаос в Северных Полях является косвенным последствием жажды жизни древней старухи.

Лотта - одна из дочерей Алисы олицетворяет любовь к материальному и саму жадность. Это такой Плюшкин в черном бархатном платье, которая до последнего пытается вернуть сгнившие деньги.

Дочь Лотты Ада находит нетрадиционную любовь. Но семье на нее все равно. Ее не поддерживают. Она остается в ветшающем доме вместе с мужем Жгутиком и дочерью, которой даже не дают имя. И в итоге Жгутик помогает ей умереть. История же возлюбленной Ады Сары и ее мужа, который бросил в Сару гранату, кажется отсылкой к теме абьюзивных отношений, что тоже нелюбовь, а лишь прикидывается ею.

Жгутик же любил, как мне показалось, не Аду, а возможность сделать из нее красавицу хирургическим путем. Он любил даже не красавицу, которой стала Ада, а сам процесс перевоплощения, любил себя в роли творца прекрасного.

Их дочь - Девочка, которой не дают имя. Мать видимо из-за безразличия, а отец из желания не дать ребенку, а потом и девушке свободы.

Кузен Борис вечно ищет женщину всей своей жизни, но в его сцене с почтальоном очевидно, что Борис - латентный гей и искать бы ему нужно мужчину, но он все равно идет за женщиной и погибает, хоть и с улыбкой.

Фаина и Флора показались мне хищницами, которым важнее было отобрать у главы семьи (Маргариты) или собственной же сестры богатство и дорогих людей. Они оправдывают это любовью, но если бы любили отпустили.

Маргарита вечно ждала любовь и дождалась в свой 13й час. Она называет конец своей сказки счастливым, но он оставляет горькое послевкусие. Маргарита остается в своем уме до конца, потому что держится за образ любимого.

Фанни и Бенедикт - главные герои, наверное, потому что именно их Любовь - движущая сила пьесы. Настоящую любовь нельзя заменить ничем, как не пытайся. Можно подарить замене самолет, но взлетит он только с по-настоящему любимым человеком.