Больше рецензий

likeanowl

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

4 апреля 2013 г. 17:10

638

5

Отмечать то, что мы видим. Всё примечательное, что происходит. Умеем ли мы видеть то, что примечательно? Что именно нас поражает?
Нас ничто не поражает. Мы не умеем видеть.


Есть на просторах Интернета один презанятнейший блог, который коллекционирует диковинные слова из разных языков. Однажды мне там встретилось прекрасное русское слово «остранение» — превращение обыденного в странное и непонятное, новое, необычное, интересное.

Жорж Перек занимается именно этим: он остранняет пространства, поворачивая под иным углом не то комнаты-улицы-дома, не то мироощущение читателя. Пространство кровати подобно пространству бумажного листа; картина, которая висит на стене, эту стену растворяет; в старинных домах нет ничего красивее лестниц, почему в современных нет ничего уродливее?
Очевидно, что читатель этой книги должен обладать таким же сознанием — не закостенелым, восприимчивым, подвижным. Творческим, если угодно.

В самом начале, когда мы еще только-только учились живописи, нам неустанно повторяли: не бывает белого снега и зеленой травы. Вам вбили в голову, что они такие, и вы поверили. Посмотрите на снег: он меняется вместе с освещением, он бывает насыщенно-фиолетовым и нежно-голубым, зеленоватым, ярко-оранжевым, багряным.
Я и сейчас, бывает, развлекаю себя тем, что считаю оттенки снега; даже в самый неудачный день их редко набирается меньше десяти.

Если живопись занимается тренировкой глаз, то литература тренирует восприятие.
Погрузиться и поверить, примерить, согласиться или опровергнуть.

Надо отмечать, неторопливо, почти бездумно. Заставлять себя описывать то, что не вызывает интереса, самое очевидное, самое заурядное, самое невыразительное.


Пособие по абсурду: Перек берет привычные вещи и пытается докопаться до их сути, отбросив все «вам вбили в голову, и вы поверили». Он заставляет рассмеяться и спросить: а правда, почему?
Он дает шанс провалиться в кроличью нору и очутиться в эшеровском пространстве, не покидая стен своей собственной квартиры.

Книга эта может вызвать как бешеный восторг, так и полное недоумение. Приступая к критике, мне кажется, не стоит забывать подзаголовок: это просто-напросто дневник, обычные путевые заметки на полях тетради.
Просто еще одно напоминание о том, что белого снега не бывает.

Комментарии


Уффф, похоже, впереди не книга, а наслаждение. Спасибо. В "хотелках" :)


Не ждите от нее слишком многого: она, мне кажется, либо выстреливает, либо нет. Меня книга хорошенько расшевелила после зимней спячки, но обещать того же эффекта никак не могу :)


Замечательная рецензия, спасибо. Похоже, я все-таки не разочаруюсь, когда продолжу знакомство с этим автором :)


Вам спасибо :) А чем было начато знакомство? Я пока что ограничена его «Пространствами» и не знаю, куда дальше сунуть свой нос. Свежей абсурдной крови ой как хочется :)


Читала его "Вещи" . Очень тонко, понравилась настолько, что я не решалась читать что-то еще, чтобы не разочароваться.


Ой как чудно, сегодня же прочитаю :) Я тут ознакомилась с предисловием к Исчезанию и подумала, что читать в переводе это бессмысленно. А французский я не знаю и не особенно желаю знать: я немецкий люблю, норвежский, английский вот, а французский — совсем никак.


Забавно, а я вот как раз мечтаю выучить французский. Теперь даже знаю, что читать буду, если все-таки свершится))


Это знак, определенно :)))


Отличная рецензия, особенно место о "пособии по абсурду". Как раз читаю на эту тему "На волка слава" Марсо, очень интересно он там препарирует избитые фразы, избитые жизненные ситуации и стереотипное мышление.


Марсо еще не читала, большое спасибо за наводку. Для меня главным пособием по абсурду так и остались книги Клюева — и художественные, и не очень :) Мое личное пространство так и тянет стать каким-то... неуловимо клюевским.


понимаете, Марсо - это не столько абсурд, сколько препарация "стереотипных" слов, мыслей, действий, и поиски их истинного смысла, короче, попытка разрушения процесса стереотипного мышления.

а У Клюева я еще рассказы читала - бесподобные.


Я у Клюева всё перечитала — теперь страдаю...
Препарация стереотипов прекрасна не менее, чем абсурд, и достаточно абсурдна, чтобы абсурдом быть :) Словом, мне уже заранее нравится, и я почти уверена, что не разочаруюсь.


Посмотрите еще рецензию sibkron
Он, как раз, и упомянул об этом романе в связи с предстоящим обсуждением Кизи.


Ой, а ссылка точно верная?


Ага, спасибо! Прелюбопытнейшая вещь.


а для меня гений абсурда - это конечно же Хармс.


Хармс вне конкуренции, но у каждого должен быть свой маленький плюшевый абсурд, близкий и родной. Так чтобы выйти из дома, оглядеться вокруг и увидеть, какое всё абсурдное :)


Интересно, давно приглядываюсь. А как же Виан?


А что не так с Вианом? Каюсь, к ночи медленно соображаю :)


Да, всё нормально - это я к перечисленному выше списку авторов-абсурдистов.


Так разве мы пытались перечислить их всех? Еще же Кафка, Кэрролл, Теллеген — и каждый по-своему прекрасен, и у каждого свой абсурд.


Спасибо. Рецензия отличная.