Больше рецензий

ListiFideliti

Эксперт

В кошачьих искусствах (^• ω •^)

13 января 2022 г. 16:03

1K

2 Спойлер О тех, кто остаётся в тени

Текст рецензии — личное впечатление, написано в виде отчёта в игре. Спойлеры.
Возможные триггеры: воспоминания о концлагере, изнасилование.

– ...А личные дома, например в Балморале, обустроены гораздо менее формально.
– Где корги не получит нагоняй, если запрыгнет на кресло?
– Точно.

Плюсы: интересная тематика, неплохая техническая сторона, отличная аудио-версия.

Мысли: да, книжка во многом хороша... Но от того-то и велика обида на то, что один убогий момент испортил всю книгу. Один несчастный эпизод, о котором, к слову, все забыли через две страницы и вернули потом ещё на пару страниц. Словно так и надо. Как как можно вообще?

Техника. язык хороший, стилистика ровная. Диалоги нормальные, описания уместные. Даже вставки с французским языком в линии Мириам смотрятся совершенно нормально. К тому же у книги есть отличная аудио-версия. Чтица Любовь Толкалина прекрасно выполнила свою работу — чтение по ролям замечательное.

Содержание.

Содержание. Да-да, пожалуй, оценка не является объективной. Но есть в книгах то, чего я не терплю совершенно — к чему было портить хорошее произведение? Ради пустого подобия драмы? А что, войны и страданий Мириам недостаточно? Тьфу. . ... Что ж, ладно, давайте по порядку.

Повествование ведётся в двух временных линиях от лица трёх женщин: в 1947 году мы наблюдаем за Энн [она же Нэн] и Мириам, а в 2016 году мы знакомимся с внучкой Энн — Хизер.

Каждая линия по-своему интересна и повествует о переломном моменте жизни каждой из этих дам. Пожалуй, начну с нашей современницы Хизер. Её история очень проста — женщина попадает под сокращение и с её увольнением совпадает момент смерти бабули Нэн. Хизер сильно переживает по этому поводу и привязанность Хизер к бабушке прописана очень хорошо, хотя и несколько киношно. Путешествие героини в Лондон и вглубь себя выглядит довольно интересно, а уж то, что параллельно налаживается вроде как «покорёженная» жизнь. Без особых трагедий, так сказать.

Далее обратим внимание на юность бабули Нэн, которую в Англии знали как Энн. Благодаря Энн мы видим внутреннюю кухню дома моды, а точнее погружаемся в будни вышивальщиц. Эти эпизоды описаны очень интересно. 44.webpКонечно, момент с трудоустройством выглядит наивно, но в целом история жизни Энн была вполне приятной и хорошей. До тех пор, пока не появился моральный урод, которого стоит подвесить за чресла над костром. Мне не понравилось, что писательница решила впихнуть «па-а-абольше трагизма», когда и без него в книге более чем хватало печальных моментов. Вот какой сюжетный/психологический смысл был в изнасиловании? Показать, что Нэн достаточно «сильная», чтобы оставить ребёнка и любить дитя, несмотря на то, как произошло зачатие? К чёрту подобное. Более того — очень быстро про это забывают, словно так и надо. Отдельное отвращение, безусловно, вызвал врач, который счёл своим долгом обвинить девушку в произошедшем. Тьфу. Один момент, а книга убита — «прелестно».

А ведь трагизма более чем хватило в линии Мириам. Жизнь еврейки в послевоенные годы. Сами понимаете, что это значит. К счастью, нас не грузят подробными описаниями того, что пережила героиня. Нет, нам просто показывают тяготы жизни в послевоенное время и насколько непросто начинать жизнь сначала. В этой же линии жизни Мириам и Энн пересекаются и зарождается милейшая дружба двух вышивальщиц. Но в целом линия Мириам получается максимально жизнеутверждающей, если говорить о 1947 годе. В 2016-м мы узнаём, что позднее жизнь героини сложилась не так уж радужно, приходилось отбиваться от журнальных крыс и прочих ненормальных. Но, по крайней мере, у Мириам был Уолтер, а после и нормальная родня — то есть всё-таки после ужасов концлагеря героиня продолжила жить нормально.

Уф. Ну и чтобы доказать, что в книге всё же есть хорошее, хочу привести цитату из эпизода жизни вышивальщиц накануне сдачи того самого королевского платья-то:

Одна за другой девушки вымыли руки, а затем по очереди подходили к Энн, садились на соседний стул, и она показывала им лепесток большой йоркской розы в основании шлейфа. Каждая девушка делала стежок и уступала место следующей. Потом Энн закончила шов, добавила два невидимых закрепляющих стежка под лепестком и обрезала нитку.
– Теперь, – объявила мисс Дьюли, – вы можете смело говорить, что тоже работали над свадебным платьем принцессы Елизаветы. Спасибо, мои дорогие!
[Очень красивая сцена с хорошим посылом — именно так и должно быть в правильном коллективе,
где все работники равноценны]
И подобных милостей в книге, на самом деле хватает. Есть и разговоры о королевской семье, и справедливые размышления на их счёт, мол «да никто там не жирует, пока Лондон голодает; они тоже работают, хоть и иначе» и тому подобное. И читается книга легко и интересно. Но вот попутал же бес писательницу на подобную дрянь :(
свернуть

Итог: мне жаль, что писательница решила добавить драмы подобным образом. Изъять эту убогую линию — получилась бы отличная книга о послевоенной Англии с упором на необычную профессию вышивальщиц. А так: увы-увы.

Книга прочитана в рамках игры
«Собери их всех!» [ Дуэль №119, турнир. Книга №2].

Комментарии


Ну смотри, реакция врача с исторической точки зрения вполне правдоподобна. Она же не пришла и не стала ему говорить, что ее изнасиловали, а нагулять в те годы в самом деле было... криминально. Ох уж эти свободные нравы. Карательная медицина и сейчас в ходу.

И я посмею с тобой спорить, что сцена с изнасилованием лишена сюжетной логики. Без него Энн не уехала бы в Канаду, у нее не осталось бы желание забыть про свою прежнюю работу, она бы не делала тайны из своей жизни в Англии, Хизер не нужно было бы возвращаться на историческую родину.

Не выйдет из меня роялиста, но мне "работа королевской семьи" кажется дешевым фарсом, как и сама история с платьем. Кажется, только жители империи могут разделять этот восторг. И в этом плане я солидарна с невесткой Энн.


Я в принципе не воспринимаю подобное в книгах, мы с тобой уже это говорили. Почему именно это? Можно было придумать столько НОРМАЛЬНЫХ сюжетных ходов, но зачем включать голову, когда «и так сойдёт». Тьфу.