Больше рецензий

17 января 2022 г. 09:53

368

5 Осторожно: спойлеры.

Эта книга не всякому придется по вкусу- она о женщине сорока пяти лет, оказавшейся на распутье- дети выросли, чем заняться дальше- неизвестно. Но процесс осмысления своей жизни и изменения мировосприятия героини долгий и сложный, поэтому читать это не всем интересно. Увы, без краткого пересказа событий не обойтись.
Кейт- жена и мать четырех детей, домохозяйка, но с отличным образованием, она в совершенстве владеет тремя языками, включая португальский.
Однажды в конце мая Кейт оказывается в непривычной ситуации: дети, уже выросшие, разьезжаются на каникулы, кто куда, муж уезжает в Штаты на лето работать по приглашению, большой дом решено сдать на лето, ну а Кейт- снимет квартирку и поживет одна, решает муж. Но тут гостящий у них знакомый умоляет ее поработать переводчицей на важной международной конференции, ей не очень хочется, но муж, уверенный, что это прекрасное предложение, соглашается за нее.
И вот началась непривычная, "свободная" жизнь... Дальше ей предлагают остаться еще на месяц поработать там же администратором. Заняться ей вроде нечем, зарплата высокая...Кейт мила со всеми, улыбчива, умеет слушать, очень привлекательна - ее все любят здесь и ценят. Постепенно она понимает, что просто продолжает играть привычную роль- "надетая" на лицо улыбка, постоянная забота и предупреждение желаний- все, как дома...Меж тем как члены конференции- свободные люди, они перемещаются по миру, между делом меняя приятелей и партнеров в постели, ни к чему особо не привязываясь.
По окончании работы Кейт меняет прическу, покупает несколько платьев и, не особо задумываясь, принимает предложение от мужчины, флиртующего с ней на улице, вместе поехать в Испанию- он моложе лет на пятнадцать и ничем не занят.
Однако выясняется, что ее новый друг сам на перепутье- он бросил успешную работу и давно мотается по свету- никак не решит, чем он хотел бы всерьез заняться; он не заметил, как из бесшабашного юнца превратился в мужчину- а решение не принято, это страшно терзает его, он почти болен. И вот Кейт в привычной, надоевшей роли- выслушивает, опекает, подчиняется чужим решениям- и это вместо путешествия с молодым любовником...
Все это время она вспоминает и размышляет- когда- то дети нуждались в ней, а с мужем была страстная любовь- теперь он месяцами отсутствует, позволяя себе мелкие интрижки, а дети встречают ее холодной учтивостью, стоит ей зайти в комнату, где они сидят с дрзьями...Она приходит к выводу, что, раздавая себя семье всю, по кусочкам, она ничего не получала взамен, она утратила свою индивидуальность, и уже очень давно, но как найти себя снова? 25 лет брака...Последние пару лет она и вовсе незаметно превратилась в прислугу, и отношение к ней поменялось- чувствуя, что она страдает от того, что роль хозяйки дома подходит к концу, в семье к ней относятся как к инвалиду, по ее ощущениям. Ей вспоминается соседка, которая живет легко, спит, с кем ей хочется, а добродетельный муж и дети принаравливаются к ее образу жизни и характеру.
Кейт и ее спутник едут по Испании, каждый день переежая, то ли ищут что-то, то ли бегут от кого-то. Наконец они попадают в самую глушь - в деревушке царит нищета, здесь живут крестьяне, работающие на богатого фермера, нет даже врача, только монастырь, где сестры выхаживают больных. Ее спутник заболевает и попадает к сердобольным сестрам, видимо, у него нервная горячка, как в старину.
Кейт идет по деревушке и сравнивает быт и внешность женщин со своей жизнью- ее ровесницы, они уже старухи... Но люди здесь добры и участливы, они бедны, но полны достоинства, их радушие не связано с деньгами. Они- настоящие...
Несколько дней уединения, тишины и размышлений, и Кейт чувствует, что сама заболевает. Надо срочно вернуться в Лондон, где хоть врачи есть- имея деньги, это несложно, и вот она уже на месте- но дом сдан до конца сентября в аренду, она и забыла! Приходиться поселиться в единственном свободном отеле - сезон!- очень дорогом и фешенебельном. Она тут же попадает в уже знакомую обстановку фальшивых улыбок и поддельного участия, но благодаря профессионализму все это выглядит почти как настоящее. Кейт проводит в постели в лихорадке и полузабытьи, не замечая времени, три недели, есть она не может из-за тошноты. Мне кажется, что теперь не только ее сознание, но и сам организм перестраивается, меняется , и все это протекает тяжело.
Придя в себя, Кейт не узнает то, что видит в зеркале: сильно истощенная, наполовину седая женщина, почти старуха...
Денег осталось мало, и, бредя по городу, случайно увидев обьявление, героиня не раздумывая снимает комнату в небогатом районе. Ее хозяйка- красивая девушка, они начинают общаться, и выясняется, что у Морин свои метания- знакомых и поклонников полно, среди них и беззаботные полухиппи, и "серьезные" молодые люди, в одного она даже влюблена, но все их " серьезные "разговоры- просто набор клише и штампов, они кричат, что надо именить мир, но реально ничего не делают, да и по отношению к ней у них замашки собственников- беседуя с Кейт, Морин понимает, что ее ждет та же участь- но ей это отвратительно, противно, она хочет оставаться личностью со своей свободной волей - да ведь и времена изменились .
Жизнь с Морин- последний этап в осознании Кейт своего "я". Она не опекает девушку, как было бы раньше, они общаются на равных. И даже семья уже в сборе, и дом свободен, но без нее отлично справляются- дочь способна накормить семью и приглядеть за порядком. И Кейт не спешит домой. Она давно уже не незаменима, и родные даже особо и не волнуются, где она, что с ней- пара коротких записок от нее за все время их вполне удовлетворяет.
Уходит от Морин уже совсем другая Кейт- она свободна в своих желаниях, она перестала без конца волноваться о других людях, она прислушивается к своему"я" и принимает решения сама. Она даже не закрашивает больше седину, принимая себя как есть.
Надо сказать, в книге описываются, предположительно, 70е годы прошлого века. Женщина- хозяйка дома, неработающая, все основные решения принимает муж- такая модель была еще вполне распространенной, особенно в буржуазной среде. В те годы у женщин еще не было такой свободы выбора, как сейчас, в уж во времена замужества героини и подавно, это надо учитывать.
Все творчество Дорис Лессинг посвящено женщинам, их стремлению к свободе, в том числе и сексуальной (рассказ "Бабушки"- очень ироничное название!), их самоопределению в 20 веке, сложности выбора приоритетов- семья, дети или свобода, призвание.
Именно за это писательница и получила Нобелевскую премию.
Для меня этот роман оказался очень интересен, его неспешность радовала , а не раздражала.

Охота на снаркомонов 2022г.