Больше рецензий

Lacrim_Verloren

Эксперт

Далеко не Эксперт Лайвлиба

7 февраля 2022 г. 18:11

564

4.5 Спойлер

А из этой повести смог бы выйти отличный психологический триллер! Быть может, моя оценка поставлена скорее не столько самому произведению, сколько моим фантазиям о нем - так сильно они мне понравились.

Эта повесть из цикла про Алису Селезневу, из которого я что-то, может, и читал в детстве, а может, только смотрел мультик (и не знаю, насколько он связан с циклом), но для понимания происходящего в данной повести мне не понадобилось знать что-то еще. Не исключаю, что при чтении цикла по-порядку, произведение могло показаться еще интереснее, или герои были бы более родными, но я и так не испытывал дискомфорта.

Алиса и ее друг Пашка находятся на практике (или вроде того) на подводной ферме, и в начале повести Алиса просто слоняется по берегу и находит бутылку, а Пашка тем временем чинит батискаф и читает старинную книгу о странных событиях в море, которые произошли не так далеко от фермы. Пашка романтик, поэтому жаждет проверить, что же упало на дно океана, а после прочтения записки его уже было не удержать. Ни о каких опасностях ребята не думают (может, Алиса и подумала бы, но ей не дают), а потому, как только обнаруживают под водой человека, начинают за ним следить и попадают в затопленный дворец Атлантиды.

Вот тут и начинается триллер, поскольку Атлантиду населяют всего пятеро человек, которые, кажется, выжили из ума. Возможно, если смотреть на них с точки зрения детской повести, это вполне себе стереотипные взрослые, с которыми придется бороться подросткам, но я видел их несколько иначе, а не карикатурными противниками для главных героев, и только стиль повествования возвращал "на Землю". Тайна Атлантиды на самом деле оказалась очень печальной, а поведение Госпожи наверняка призывало задуматься и о верности "закону", и о нежелании лидера понять, что мир давно изменился, а лидер хочет продолжать править тем миром, которым он когда-то управлял, и которого уже давно нет.

Отдельно хочется отметить момент, который показался внезапным и прекрасным. Когда Алиса увидела уплывающий батискаф, и решила, что там Пашка, она ни на секунду не подумала, что тот ее бросил, а предположила, что тот поспешил связаться с взрослыми и вызвать подмогу. Видимо, что-то не то я читал/смотрел в последнее время, раз решил, что любая другая героиня на месте Алисы разобиделась на друга, решив, что тот ее предал.

Описание будущего без войн и правом человека делать все, что ему захочется, пока это не затрагивает свободу другого человека, - ох уж эта советская мечта, к которой мы никак не приблизимся! И хотя это кажется таким наивным, таким утопичным, почему-то советская фантастика у меня ассоциируется именно с таким представлением о будущем. Где-то тут я вспоминаю все эти рисунки на тему города будущего на уроках рисования. Даже не знаю, хорошо это или плохо, правильно ли детям лет десяти-двенадцати читать про такое прекрасное будущее или им пора уже сталкиваться с жестокостью реальности даже в книгах, но меня пробило ностальгией об этих фантастически-прекрасных мечтах. "Эх, Алиса, мы все потеряли", - так и хочется сказать и попробовать понять, кто же мы в нашей Атлантиде: Посейдоны, пытающиеся отвлечься от действительности работой, или Гермесы, притворяющиеся умалишенными, чтобы с нас не было спроса.