Больше рецензий

Jedaevich

Эксперт

по ложной слепоте, множественным лицам и фукаццу

11 февраля 2022 г. 23:28

315

3 Первое правило Фигурека - никому не говорить о Фигуреке



Сказ о фальшивом мире - фальшивом, да не сказ, - о сказе мира, да фальшиво, - о сказе фальши, превратившейся в мир - мир отдельного взятого молодого 30-летнего французского человека, которому не хватает самореализации, не хватает в жизни друзей, романтических и эротических любовей, признания талантов, человеческих искр - и поэтому приходится их себе придумывать. Благо, не матушке шизофрении спасибо за это или вступающим в своё пятно света субличностям, а таинственному "Фигуреку".

Точнее, таинственной: потому что "Фигурек" - это организация. Не сразу удается разобраться, на что именно она способна, но в целом картина складывается следующая: организация наполняет мир статистами, размывая его краски, и ты уже не можешь быть уверен ни в чём. "Вся наша жизнь - игра" становится явью, потому каждый из тех, кого ты не знаешь давно и наверняка, может оказаться актёром от "Фигурека". "Плакальщиком/другом/дальним родственником" на похоронах, нанятым семьей усопшего, чтобы создать видимость важности его жизни. "Дружелюбным соседом", нанятым твоей компанией, чтобы проверить твою основательность и моральные качества. Девушка, проявившая к тебе интерес, вполне может быть нанята твоими родителями, которые беспокоятся о твоём настоящем и будущем. Всегда радующиеся тебе недавно обретенные друзья вполне могут оказаться актёрами на долгосрочном контракте от собственной бабули. И так далее. Хорошая концепция, достойная и нимношка чучуточку зловещенско-параноидальная, одним глазом поглядывающая в сторону "Черного Зеркала".

По своему замыслу книга очень напомнила другую французскую похожую историю, рассказанную в фильме "Прекрасная эпоха" - с прекрасными же Даниэлем Отоем и Фанни Ардан. Главное отличие - "Прекрасная эпоха" позволяет сделать правильные выводы, облегченно вздохнуть и жить свою жизнь дальше, сколько бы лет тебе ни было, "Фигурек" скорее такую возможность не предоставляет, просто описывает схожее ощущение без сюжетной завершенности, особой морали и четкой мысли.

Французская публика увидела в книге язвительные оттенки прозы Бегбедера, мотивчики "Шоу Трумэна" и "Бойцовского клуба" - спорить трудно, почему бы и да.

Неплохое погружение в происходящее происходит еще и потому, что интересно, чем всё закончится: главы называются (в оригинале) сначала Réalité, потом Féalité, потом Fialité... и так далее, пока слово не превращается в Figurec; в переводе это "Реальность" - "Феальность" - "Фиальность" - "Фигальность" - "Фигуальность" - "Фигуральность" - "Фигуречность" - "Фигурек".

Вообще, главный талант Фабриса Каро (более известного как
Fabcaro) - комиксы; человек в жанре давно и довольно плотно присутствует. Поэтому (как человеку, в достаточном количестве читающему комиксы) построение текста, вставочек, интерлюдий в момент чтения казалось смутно знакомым - после знакомства с биографией автора стало понятно, почему.

Кстати, у Fabcaro классные обложки книг. Вроде таких:

AVvXsEi7XoYuiZyKAFdfyCSeZpusE3_bQJcZ2lFr


AVvXsEg_G7lXYuBPov5qPgwGIK_lhwwA7x6Ol9Ij

А вот и он сам:

AVvXsEjGmPM--rOG74bw99x16QvM1ot4deZ0UKXI

Рецензия написана в рамках "Спаси книгу - напиши рецензию! "