Больше рецензий

shieppe

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

9 мая 2013 г. 14:01

982

3

Около двухсот страниц  рефлексии на тему: "вся наша жизнь это цепь логичных и неотвратимых событий, запущенных в момент нашего рождения" - ведь мы можем родиться в комфортабельном роддоме, где окружать нас будут опытные акушеры и любящие родственники, а можем в сене, заорав на руках у не совсем трезвой бабки повитухи. И тогда колесо судьбы повернется, конечно, в разные тороны и неотвратимо покатится, и катиться будет неизбежно прямо, иногда подпрыгивая на кочках и вихляя из стороны в сторону, пока не завалится на бок, и завалимся вместе с ним и мы, чтобы уже никогда не встать.

Мы можем пойти налево или направо, и там на нас упадет кирпич, или наоборот не упадет, а если бы мы повернули налево упал бы. Но на самом деле мы не выбираем куда свернуть, все уже предрешено и выбрано, действие или бездейстие равно свершится с нами в этой реальности, и в этой системе координат каждая секунда это уже прошлое, которое не поддается изменению, его можно лишь забыть, или рассказать о нем. Произошедшее обличенное в слова уже не является тем, чем было ранее.

Какие заманчивые два абзаца я написала, просто набор прописных и банальных истин, они же вольный и краткий пересказ "Белого сердца". Прочь метафоры, повторения, тавтологии и бесконечные уточнения уже уточненного. И вместо двухсот страниц необузданной логофилии мы видим краткий набор общеизвестных понятий.

Дать шарманщику денег чтобы он ушел играть на другой перекресток и не мешал работать, а потом три страницы рассуждать о причинах и последствиях такого своего поступка, а так же вариантах развития и не развития событий... Это сильно господа. 
Но это не так бесит как бесконечные повторения одних и тех же предложений, которые есть неповторимый авторский стиль. Рецепт прост: берем несколько фраз и составляем из них разные по контрукции абзацы. Но только от перемены мест слагаемых сумма не меняется, и смысла больше не становится. Как раз наоборот, больше слов - меньше смысла. Эта книга яркий пример переливания из пустого в порожнее и обратно, зачерпывание воды решетом, с упорством достойным лучшего применения.

Если выкинуть из киги все досужие рассуждения, повторы и повторы повторов ( убейте меня, но я не понимаю как повторение одной и той же фразы про то как некая женщина ждала под балконом своего любовника, и каблуки ее вгрызались в асфальт, словно навахи, а ступни были непременно чисто вымытыми, сумка тяжелой, а взгляд усталым, может являться неповторимой стилизацией. А ведь этот кусок автор повторяет на протяжении всего текста раз тридцать) то в сухом остатке мы имеем серую и непримечательную историю про не очень умного, не очень красивого и не самого счастливого мужчину средних лет, который женился и теперь страдает мучительными рефлексиями по сему поводу, а так же по поводу того, что подслушал в номере отеля чужой разговор любовника и любовницы, той самой в желтой кофте, чьи каблуки вгрызались в асфальт, словно навахи, а ступни были непременно чисто вымытыми, сумка тяжелой, а взгляд усталым ( раздражает правда? И так вся книга). Этот серый представитель рода мужеского ведет ничем не примечательную жизнь, работает переводчиком, о чем с упоением рассказывает страниц сорок текста и еще столько же раз повторяет это, ездит в командировки, подозревает свою жену, и рассуждает о свершенном, несвершенном, сказанном и услышанном. Ибо у ушей нет ресниц, как у глаз, дабы захлопнуться и не слышать, не слушать, то что может сорваться с чужих губ. Язык возле уха, язык без костей, что сам того не ведая, подстрекает. Но слово это всего лишь слово, знать о поступке еще не значит совершить его. ( этот пассаж не я придумла, к счастью).

Я хотела ставить кол, жирный такой красный кол. Меня удерживает лишь то, что автор достаточно хорошо владеет словом и его логография это все же не графомания, каковой вполне могла бы стать, управляйся он со словами и образами чуть хуже. А так получился хорошо образованный чукча, который 200 страниц занудно и с повторами пел, о том что видел.

Жесткий спойлер
Главный герой сын некоего дядечки, у которого жена покончила с собой. Эта жена была второй, а третьей была мать главного героя. А про первую никто ничего не знал. Ну и в итоге весь этот клубок распутывается и сын через свою жену узнает тайну отца. Что на самом деле первую свою жену он убил ради второй, а вторая не вынесла этого и покончила собой. А третья ничего не знала и померла естетвенной смертью.
Собственно это вся интрига и замануха романа. Есть еще побочная линия про некоего Кустардоя тайно влюбленного в жену главного героя. И про подругу главного героя, у которой он живет во время командировки и помогает ей завести интрижку с чуваком по переписке.
Я уложилаь в несколько предложений, из двухсот страниц, и ничего важного не упустила. Что еще раз доказывает, что книге надо было ставить кол.

Прочитано в рамках Флэшмоба 2013

7/25 8-05-13

За совет благодарю Seterwind

Комментарии


А где Изаура?


Там количество Хуанов превышает все допустимые нормы. Изауре не хватило места


классная рецензия! ))


Спасибо)


Обожаю остроумные рецензии, поднимающие настроение! Класс)


У Мариаса вся прелесть в этих повторах! Жаль, что Вы этого не поняли и не прочувствовали.


Меня добили повторы на фоне общей бесмыссленности текста. Либо одно либо другое. Мариаса сравнили с Маркесом, но по мне так это Коэльо чистой воды.


Я бы сравнила Мариаса с Прустом. А вот Коэльо, чтобы дорасти до Мариаса, нужно постараться.
И, если Вы не видите в книге смысла, то это не значит, что его нет.


Окей, какой тут смысл? Кроме тех положений, что я изложила первых двух абзацах и являющихся всем известными прописными истинами?

Пруст сейчас в гробу перевернулся.


Хорошо.
Тогда какой смысл в произведениях Пруста?
Ответите на этот вопрос, соответственно ответите и на вопрос про смысл в произведениях Мариаса.


Бывает вязь слов без какого либо подтекста.
Но вязь бывает разная, гладкая и шелковистая как у Пруста или вот такая рваная и вся в узлах как у этого писателя, если его можно так назвать.

Я читаю, что если твой смысл так глубок, что не то что кто-то другой, а ты даже сам его не всегда видишь, то хотя бы умей складывать слова в предложения так, чтобы хотелось докопаться и понять.

Пруста хочется понять - Мариас утомляет и бесит. Вот и вся разница между хорошим писателем и плохим.


Мариас прекрасно складывает слова в предложения и прекрасно пользуется таким приёмом, как поток сознания. Докапываться до смысла не нужно - потоком сознания нужно наслаждаться. У Пруста вообще смысла никакого нет, он просто запечатлевает абсолютно всё, что видел, помнил, знал. Пруст спокоен. Он - созерцатель. У Мариаса другой поток сознания, т.к. герой Мариаса - участник процесса потока сознания, оттого и рвано, оттого и мысли повторяются много раз. А разве Вы в своей жизни не прокручиваете периодически одну и ту же мысль или одно и то же воспоминание?


Да прокручиваю, но я
а) понимаю, что это никому не интересно, кроме меня
б) очень хорошо знаю, что это плохой литературный прием

дома под одеялом можно в своей голове прокручивать, что угодно. Но мы обсуждаем написанную и изданную книгу.


б) очень хорошо знаю, что это плохой литературный прием


Ну...зачем же так жестко и безапелляционно..

Что-то захотелось повторов. И повторов повторов. Спасибо за вдохновляющую на прочтение рецензию!:)
На безрыбье и рак рыба. Когда современная Испания красиво и литературно удивит? Хех.


Я злая вообще.

Никогда - чудес не бывает.


"Я злая - ВООБЩЕ!"..эм...нет, наверное, Вы хотели сказать: "Вообще (и всецело), я злая" :). Нужно тешить себя этой мыслью.

Никогда - чудес не бывает.


Совсем-совсем? :) А если попросить хорошо? Кто же или что же если не Испания? Да и литературно удивить - неужели чудо из чудес? Много просим, видать. Хех.


Автоподбор на iPad хотел сказать именно это)

Смотря, что для вас литературное удивление, кто-то и от Сафона тащится


Та да уж...тащиться можно, а реально вытащить, видать, мало из них. Из тех, кто Карлос Руиз и Артуро Перес...впрочем, когда-то может придется изменить мнение, мало ли. В ожидании лучшего. Или в отчаянии от отсутствия оного.


Читайте Достоевского


всю жизнь, по кругу?))


Нет, когда возникает желание найти что-то чудесное и прекрасное в современной испанской прозе. В качестве лекарства