Больше рецензий

M_Aglaya

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

18 мая 2013 г. 17:02

103

5

Философская комедия!
Сюжет: ну, как сказать... он здесь сильно запутанный... В смысле, есть общая линия, но эпизоды скачут туда-сюда, всплывают эпизоды из прошлого... а ближе к концу возникают подозрения, что и со временем здесь все не так однозначно...
В общем, познакомьтесь - Эдди Гроббс! Официально - немолодой преподаватель философии из Кембриджа, а по сути - пьяница, мошенник, бездельник, неряха, пустое место, тунеядец... добавьте любое отрицательное определение, все подойдет. Но при всем при этом - истинный философ.
Эдди настолько ленив и безответственен, что всю жизнь просто плывет по течению. Просто удивительно, сколько всего может случиться с человеком, который не хочет приложить усилия для ведения нормальной жизни. Поэтому Эдди внезапно для себя оказывается то содержателем борделя в Амстердаме, то курьером, перевозящим оптовые партии героина, то контрабандистом рубинов в Афганистане... Рано или поздно все кончается тем, что за Эдди гонится полиция.
Разворовав доверенный его попечению благотворительный фонд в родном университете, Эдди, не долго думая, бежит во Францию. Здесь судьба сводит его с французским бандитом, грабителем и убийцей Юбером Юппом. Юпп тоже весьма колоритный тип. Только что выпущенный из тюрьмы особо строгого режима, где он просидел полжизни, без ноги, без руки, с потерянным слухом, умирающий от СПИДа... Ожидать Юппу в этой жизни нечего. Поэтому философский подход Эдди производит на него огромное впечатление. Вместе парочка принимается грабить банки. Сколько могут продержаться неуклюжий ленивый философ и умирающий инвалид против мощи государственной системы и организованной преступности? Сколько им самим захочется! Потому что философия - это страшное дело, и горе тому, кто этого не понимает...
Где-то к середине книги я начала подозревать, что для большего эффекта надо еще прочитать "Кандида" Вольтера... Которого мне даже полагалось прочитать, в рамках курса по истории зарубежной литературы, но я не продвинулась дальше описания в учебнике... (Мне стыдно. ) Почему-то мне кажется, что автор явно намекает на это произведение.
Потом мне стало казаться, что неплохо бы еще ознакомиться, хотя бы вкратце, со всеми этими философскими доктринами, и воззрениями философов, о которых идет речь... А вдруг, автор того или иного персонажа изобразил, как прямую иллюстрацию к той или иной доктрине? Но о философских доктринах я имею еще меньшее представление, чем о Кандиде. (Мне очень стыдно...)
Не то, чтобы это как-то мешало читать, просто так бы было еще интереснее!

Дальше...


А конец книги вообще перевернул всю картинку. Почему я и говорю, что время тут идет по особому... Воспоминания Эдди, хотя и относятся к более ранним временам, но чисто по прямой последовательности расположения - становятся все диковиннее и фантастичнее. Так сказать, по нарастающей. Если начинается с описания, как Эдди сталкивается с мелкими проходимцами, уголовными преступниками, потом это уже серьезные бандиты, потом - оп! - потусторонние силы, гости с того света, казалось бы, куда круче? Но дальше будет сам Антихрист!
Казалось бы, куда еще удивительнее. Но я удивилась, да. Когда в конце книги Юпп прощается с Эдди (он задумал напоследок совершенно феерическое завершение своего жизненного пути, и Эдди уже с собой не приглашает), и напоследок дарит ему старую золотую монету... Какую-то из древнегреческих... Как во времена первых философов, которые, должно быть, не слишком отличались от Эдди по своему моральному облику, но история придала им стиль и благородство. Что же это, получается, что надо это все рассматривать, как одну и ту же историю, повторяющуюся сквозь время и пространство? И Юпп тут на самом деле будет какой-нибудь древний воин, Александр Македонский, я не знаю... а Эдди - тот философ, который его обучал? (кто там - Аристотель? )
Ведь вплетается же тут ближе к концу линия философа, который придерживался идеи, что все человечество - на самом деле одна личность, которая проходит последовательно все перерождения во все моменты времени, проживая жизнь жертвы, а потом перерождаясь в своего палача и проживая его жизнь... Только, может, автор намекает, что это не одна личность, а две - та, которая действует, и та, которая осмысливает?
Не знаю, в общем. Но дух захватывает, и голова кружится.


"Стоит стереть с лучших из перлов мудрости весь мишурный блеск - и что останется? Именно это - "не надо жаловаться". Забавно, а? Со времен Сизифа-Зиушудры-Птаххотепа "не надо жаловаться" - основополагающая аксиома, строительный камень и крепящий раствор, которыми только и держится большинство философских систем и лестниц познания, по которым мудрые... "Не надо жаловаться", мать вашу! Не ерзай под клиентом. Не хнычь. Что вам посоветует ваш врач, которому не до вас - он страшно загружен? Именно... Не надо видеть все в черном свете. Будьте добры к людям. Радуйтесь, коли можете. Много не пейте. Физические нагрузки. Старайтесь не переходить дорогу перед стрелковой ротой, открывшей заградительный огонь.
А вы - что вы делаете? Смотреть с презрительной усмешкой на копошение людского муравейника, на все эти потуги мысли - легче легкого. Слишком легко. Но только... Даже охальник вроде меня, для которого нет ничего святого, видел в этом мире и что-то иное. Проблески божественности. Проявления храбрости. Искры интеллекта. Мне выпало знать несколько по-настоящему достойных людей, о них никто слыхом не слыхивал. Истинное достоинство не терпит высоких должностей и публичного признания. Но - эти люди живут среди нас, бок о бок. А те, которых хлебом не корми, дай только позаботиться о ближнем, все эти монстры из комитетов благотворительности и иже с ними, - это они помыкают официантками, бросают детей и платят гроши садовнику. Что до божественности... Имеют ли к ней отношение орлиный нос или пушистая бровь?"