Больше рецензий

Llewpard

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

25 мая 2013 г. 00:18

822

5

Сейчас, наверное, никто и не вспомнит, что когда-то 26 мая было в России официально объявлено государственным праздником. Правда, не на всей ее территории и совсем ненадолго — буквально через пару лет праздничный день перестал существовать, как перестала существовать и старая Россия, на смену которой пришел Советский Союз. Но в 1919 году, когда белогвардейские части перешли Урал и отчаянно рвались к Волге, когда казалось, что большевики вот-вот будут смяты, указом верховного правителя России 26 мая было объявлено Днем освобождения Сибири. Подпись под этим указом поставил адмирал Александр Васильевич Колчак.

Историю всегда пишут победители — этот закон веками остается неизменным. Когда последние очаги сопротивления покорились советской власти, когда закончилась Гражданская война, большевики не стеснялись представлять ее историю в выгодном для себя свете, а память о своих бывших противниках всеми силами искоренять. Так на семь с лишним десятков лет из истории нашей страны исчезли имена Корнилова, Деникина, Дутова, Каппеля — а если и "всплывали" иногда, то лишь в контексте всех ужасов Гражданской войны — атаманщины, массовых расстрелов — как страшные враги, причинившие советскому народу много зла. Хотя, по сути, это были такие же патриоты своего Отечества, люди, которым было не все равно, которые не сбежали от большевизма в эмиграцию и не примирились со всем тем, что принесла с собой революция — просто они встали по другую сторону баррикад и проиграли.

Надолго было предано забвению и имя адмирала Колчака — даже старательно стерто с географических карт. Только в 2005 году небольшому островку в Карском море, в СССР именовавшемуся островом Расторгуева, вернули его историческое название — остров Колчака. И лишь недавно вновь вспомнили о том, что адмирал Колчак — не только (и даже не столько) ненавистный лидер белогвардейцев в Сибири, но еще и исследователь Арктики, герой двух войн, Георгиевский кавалер и один из главных реформаторов русского флота первой половины XX века.

Колчак прожил недолгую жизнь — всего 45 лет — но непомерно яркую, стремительную, насыщенную. После гимназии и Морского кадетского корпуса — две арктические экспедиции. Несколько зимовок за полярным кругом, многие версты пешком и на собачьих упряжках по не до конца еще изведанному тогда Заполярью в поисках новых земель, в том числе — легендарной Земли Санникова. Затем — Русско-Японская война и командование миноносцем в Желтом море, оборона Порт-Артура, где Колчак после гибели Тихоокеанского флота командовал одной из береговых батарей до самой сдачи города. После войны — работа в Генеральном штабе, монотонная, тяжелая, когда вопреки всем межведомственным спорам и недальновидности правящих кругов было сделано главное — русский флот, фактически, переставший существовать, был возрожден и реорганизован. Первая мировая война — служба в штабе Командующего Балтийским флотом, командование минной дивизией. Перевод на Черное море — уже в должности Командущего Черноморским флотом. И вот — революция. На фоне полного хаоса и развала в армии и флоте — отставка и отъезд из гибнущей страны. Скитания по всему миру — Англия, США, Сингапур, Япония, Китай. И, наконец, Сибирь, где и начинался путь адмирала к печальной развязке.

Колчак принадлежал к потерянному поколению умных, талантливых, харизматичных людей, которые стали свидетелями краха российской государственности, которые прошли через множество войн и сражений, терпя лишь поражение за поражением. Под словами, сказанными Александром Васильевичем в одном из личных писем, думаю, подписался бы весь свет тогдашней России:

"Одновременно я потерял все, что для меня являлось большей частью содержания и смысла жизни. Это хуже, чем проигранное сражение, ибо там все-таки остается хоть радость сопротивления и борьбы, а здесь только сознание бессилия перед стихийной глупостью, невежеством и моральным разложением".


Весь жизненный путь Колчака был из числа тех, что изначально ведут человека к трагическому финалу. Да, в его власти было изменить свою судьбу, остаться за границей или примириться с большевизмом — это было в его власти, но не в его характере. Именно характер адмирала, настоящий русский характер, и привел его в итоге в Иркутск, на берег Ангары, под дула винтовок расстрельной команды.

С падением советской власти многие белогвардейцы вернулись наконец домой — уже после смерти. Теперь прах русских генералов — Деникина, Каппеля, Краснова, Миллера — покоится в Москве, в сердце государства, которому они были преданы всей душой. Но у моряков, как принято говорить, нет могил — так и адмирал Колчак нашел последнее пристанище в объятиях столь любимой им водной стихии. Порою и не нужно знать, где покоится герой — если своими деяниями при жизни он это заслужил, образ его всегда будет жив на страницах истории и в сердцах людей, которые своей историей дорожат.

Биография Колчака, написанная Зыряновым, читается очень легко и увлекательно, особенно по меркам обстоятельного исторического исследования. Как и во всех книгах серии "ЖЗЛ", каждый факт, упомянутый автором, подкрепляется ссылкой на первоисточник. Хотя книга весьма объемная, автор в ней сосредоточился исключительно на личности Колчака — о его окружении даются лишь краткие заметки на пару абзацев. Например, весь рассказ о генерале Каппеле и Сибирском Ледяном походе уместился всего на нескольких страницах. То же самое касается и романа Колчака с Тимиревой, столь красочно расписанного в фильме "Адмиралъ". Всем, кто хочет более детально ознакомиться с данной темой, я бы порекомендовал почитать что-то дополнительно — например, "Окрест Колчака. Документы и материалы" под редакцией Квакина и "Милая, обожаемая моя Анна Васильевна" под редакцией Павловой. О генералах Белого движения написано много отдельных трудов — о том же Каппеле, к примеру, можно прочитать в книге "Каппель и каппелевцы" . Но начинать следует, безусловно, именно с этой книги.

Комментарии


Хорошая рецензия, спасибо.


Спасибо за оценку.


Очень хорошая рецензия.))


Спасибо, стараюсь)


Спасибо за рецензию!
На мой взгляд люди вроде Колчака должны являться основой страны. Люди честные, с сильной волей. Жаль, что со стороны большевиков было мало людей с моральными принципами вроде Колчака. Слишком уж много народа погибло просто так в годы Гражданской войны.


Спасибо за комментарий. Да, большевики, увы, исповедовали слишком нигилистический подход к старым устоям и старой морали. Из-за этого вместе с Белым движением канули в лету и многие талантливые, честные и хорошо знающие свое дело люди, которых стране так не хватало после Гражданской.


У Колчака, как практически у всех военных руководителей Белого движения, был огромный недостаток - полное отсутствие знания политики, я бы даже назвал это политическим нюхом. Отсюда и метания, и промахи, и, в конечном счете, гибель. Все-таки политика - не дело военных.


Да, согласен. В Омске Колчак взялся, мягко говоря, не за свое дело. Собственное окружение его, фактически, и сгубило. В политике Колчак подходил на роль символа антибольшевистской борьбы, но никак не на роль Верховного правителя со всеми вытекающими обязанностями. Знаете, складывается порою впечатление, что сделали из него этакого козла отпущения. Мол, получится что-то, и слава Богу — а не получится, вот кто и будет во всем виноват.



Спасибо за отзыв и рекомендацию. Сразу же после предыдущего жизнеописания адмирала за новое, наверное, не сяду — но буду иметь в виду на будущее, если снова захочется почитать что-нибудь на эту тему)


Присоединяюсь к рекомендации и добавлю свои "пять копеек") - С.П.Мельгунов Трагедия адмирала Колчака.


Спасибо) Тоже отложу на будущее, почему-то чувствую, что в ближайшее время снова захочется почитать что-то на эту тему)


замечательная рецензия! мой список чтения пополнился еще несколькими книгами о так обожаемом мной Белом движении :)

замечательная рецензия! мой список чтения пополнился еще несколькими книгами о так обожаемом мной Белом движении :)