Больше рецензий

14 марта 2022 г. 11:06

20

3 Красное и Чёрное

С документальной подробностью Стендаль описывает события и даёт своим героям пространство для жизни, как бы вырывая их из повествования для того, чтобы продемонстрировать читателю отрывки их жизней, переплетения судеб. 

Сюжет и язык, опередивший своё время. Трагичные судьбы героев, их внутренняя борьба и реалистичный, перекликающееся с реальными судьбами и проблемами, надлом. 

История людей, живущих недомолвками, догадками, подозрениями и своими личными амбициями и целями. Что здесь любовь, а что обман? Но ведь и в реальной жизни мы не можем доподлинно точно знать, что на самом деле в голове и сердце у того или много человека. Стендаль не даёт четких ответов и не приписывает персонажам однозначные характеристики, не формирует мнение читателя насильственно, а плавно подводит к определённым выводам. И у каждого они могут быть свои. 

Это история с большим количеством персонажей, обвитых тонкими нитями взаимоотношений. Здесь и подлость, зависть, измены, амбиции и тщеславие, здесь и любовь, жертвенность, поиск истины и честь. 

Отдельный восторг при прочтении вызывают образы и художественные приёмы, связывающие воедино детали и подводящие к пониманию названия сцены. Это и красные витражные стёкла в церкви, где сидит Жульен, отбрасывающие кровавые блики на газетные страницы, это и массивные шторы, и траурный наряд Матильды. Красный и чёрный – яркими густыми оттенками пронизывают все произведение. 

Французский роман о неудавшейся карьере человека низкого сословия, загубленной им же собственными амбициями.