Больше рецензий

20 марта 2022 г. 16:31

602

3.5 А также в области театра мы впереди планеты всей

Странное ощущение - словно приоткрываешь дверь в забытую страну детской книги. Тогда литература Лидии Чарской действительно очаровывала, в полном соответствии с псевдонимом писательницы. "Хотим захватывающих приключений и великих свершений, нежных привязанностей и крепкой дружбы", - так мог бы сформулировать свои ожидания тогдашний читатель Чарской. И все эти желания тотчас же выполнялись, как по взмаху волшебной палочки. Сейчас все эти повороты сюжета, с лихвой наполненные совпадениями, сентиментальное описание внешности персонажей, да и самый язык повести, восторженный до экзальтации, вызывают, по меньшей мере, смех. Как будто пытаешься примерить на себя гардероб дамы из позапрошлого века: смотришь, прикидываешь так и эдак, между делом удивляясь "и как они в этом ходили? неужели они удобно чувствовали себя в этом?" И смешно, и грустно. Поневоле чувствуешь ностальгию по утраченному прошлому, и в то же время искренне веселишься, разглядывая детали, которые предстают во всей своей нелепой и позабытой красе.

Сибирочка - уж не её ли зло высмеяли недруги Чарской в статье "Цыпочка"? - всенепременно описывается как "прелестный ребёнок с золотыми локонами и лучистыми голубыми глазами". Между тем злодеи традиционно уродливы, глупы и бессмысленно жестоки. Положительные персонажи разговаривают так выспренно, что поневоле жаждешь услышать простое русское слово. Даже деревенский мальчик Андрюша выражает свои мысли правильным литературным языком. И до чего же все они восторженно эмоциональны! Персонажу мало просто попросить прощения - нет, ему надо рухнуть перед собеседником на колени и лобызать тому руки. Ну и ещё есть масса всяческих совпадений, которые приводят на память индийские мелодрамы и бразильские сериалы. Наверное, всё дело в том, что сто лет назад кинематограф был не так развит, и все стереотипы и клише, привычные современному телезрителю, были прочно закреплены в такой вот сентиментальной "девочковой" литературе.

На самом деле, в повести много хорошего - ведь на первом плане здесь искренние чувства, такие, как отеческая любовь и детская дружба. Много приключений - ну да, странно читать о том, как в тайге находят дорогу по оставленным сосновым шишкам, но ведь сюжет захватывает. Перемена места действия тоже увлекает - из глухой заснеженной Сибири, где много дикого зверья и сбежавших каторжников, читатель вместе с героями попадает в Петербург, где можно прийти на цирковое представление театра с дрессированными львами. (Очень радует выступление клоунов - ни один современный стендап-комик не срывал столько аплодисментов.) В общем, наблюдать за сюжетом этой мечтательной повести, где много - даже слишком много - приключений, ужасов и неожиданных открытий, смешно и одновременно печально, потому что прошли те давние наивные времена.

Прослушано для дуэли в Литературном турнире от группы "Читаем классику вместе"