Больше рецензий

20 марта 2022 г. 19:35

255

5 Спойлер Гениальные безумцы, или Что их сделало такими?!

Если вы уже посмотрели одноимённую экранизацию, суть книги вы знаете. Я из той же группы людей: читать начала после просмотра фильма. Но оно того стоило. Однозначно.
Печатная история ещё глубже раскрывает персонажей, структуру их личности, обстановку вокруг, чувства и мимику. В фильме они — данность. Мы сразу видим на экране сюжетную зарисовку и действия, замечаем те эмоции, что в первую очередь собирался показать режиссёр. Текст же закручивает читателя в водоворот из абсолютно дуальных и противоречивых чувств, которые скрыты между строк — в сознании и подсознании героев.
Образный авторский язык и стиль изложения делают чудеса с описательной точки зрения. Они то нагнетают атмосферу до мрачности, которая только в страхе является перед человеком, то ярко проявляют душевное ликование героев. Всё это безупречно считывается в двух героинях — в Круэлле и Боронессе, которая (возможно) была злодейкой куда большей, чем озлобившаяся Эстелла-Круэлла.
Что мы знаем о последней из детских мультфильмов и кино? Что она была сумасшедшей модной женщиной с двуцветными волосами и что она же охотилась за далматинцами? По сути, да.
Вот только кто знал, что врождённая особенность — чёрно-белые волосы — с детства принесла Эстелле-Круэлле много разочарований? Что героиня из-за этого подвергалась насмешкам и травле от сверстников — и от того разочаровалась в людях? А кто подумал, что необычные волосы героини — это доказательство того, что в одной личности всегда и сразу живут свет и тень, добро и зло, смирение и бунт? Если в реальном мире тени, дурные черты характера скрыты (или скрываются) глубоко внутри каждого, то в мире сказки они нарочито выставлены напоказ. Чтобы мы признали себя и своё нутро.
А что о далматинцах… так они стали травмирующим триггером. Когда приёмную мать на глазах Эстеллы столкнули с обрыва разъярённые псы Баронессы, девочка не смогла воспринимать эту породу иначе — по-доброму, с любовью и заботой… хотя могла бы, наверное, попытаться. Ведь истреблять или похищать представителей породы из-за нескольких неадекватных — глупо (и в мире людей, кстати, аналогично). Но можем ли мы судить или оправдывать Круэллу-Эстеллу?.. У меня однозначного ответа нет.
Если говорить в целом, то книга раскрывает перед нами многогранную Круэллу: и добросердечную, мечтательную, признающую простую человеческую дружбу; и озлобленную, мстительную, но в то же время израненную трагичным прошлым.
Если вы любите искать причины, отчего же злодей таковым стал — книгу читайте.
Злодейка ли Круэлла по природе своей? Нет.
Могла ли она смягчиться, когда расквиталась с Баронессой? Да.
Могла ли она быть модельером и дизайнером с менее сумасшедшей и более славной репутацией? Однозначно. Почитайте, например, главы, где автор описывает мечты маленькой и взрослой Эстеллы; где до мурашек пронзительно показана одержимость героини эскизами и швейными материалами; где описано, как Эстелла находит идеи, как создаёт костюмы, из чего (часто неприметного) она берёт вдохновение…  Захватывающе. Талант неоспоримый — и он, несомненно, мог бы перерасти в фееричный творческий путь без маниакальных наклонностей и старых привычек жульничать. Но увы.
Мы получили Круэллу, которая испепелила в себе доброту и мягкосердечность милой Эстеллы. Ту Круэллу, которая отреклась от своего света, чтобы было не так больно, ибо сплошная тень стала для неё защитой (что там по избегающему сценарию, м?)
Эта книга (как и все подобные на тему добра и зла) оставляет много внутренних рассуждений. И как всегда читатель разгадывает вечные ребусы. А так ли легка судьба гениев? Все ли они одержимы от природы или это результат того, что нечто сильно надломило их, раздавило, очернило жизнь? Способны ли, в конце концов, гениальные безумцы управлять силой своей одержимости и направлять весь потенциал во благо? Или созидание шедевров возможно только при крушении всего остального?
Вопросов много… И ответы на них полярны, противоречивы, иносказательны.
Одно вот только точно: теперь мы знаем, что Круэлла де Виль тоже была ребёнком, обаятельной (хоть и особенной) девочкой — и с ней случилась её, в чём-то беспощадная, жизнь.