Больше рецензий

elefant

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

27 марта 2022 г. 11:06

163

4 Неповторимая и загадочная Япония

Простая и лёгкая для чтения книга, написанная понятным для читателя языком. В то же время автор наполнила её многочисленными рассуждениями, выдвигает различные версии происхождения тех или иных находок и событий, до сих пор не имеющих однозначного объяснения. Будь то глиняные статуэтки людей эпохи Дзёмон, с точки зрения некоторых удивительно напоминающие пришельцев, глаза и рты статуэток ханива периода Кофун или же знаменитое выступление 47 ронинов 1703 года.

Всё это сопровождается цитатами из исторических источников, детальными описаниями находок и различными отвлечениями, суть которых – показать неразрывную связь между эпохами в современной Японии и то место, которое занимает прошлое в Стране восходящего солнца сегодня. А стоит сказать, к своей истории жители древнего Ниппона относятся очень ревностно. Многие указанные Анной Пушаковой факты очень интересны. Так, японские археологи стараются не раскапывать древние курганы, «предпочитая неинвазивные методы, и всеми силами избегают прямого вмешательства». Показательна в этом плане фотография кургана императора Нинтоку в современной Осаке – посреди тесной городской застройки. В постоянно страдающей от земельной нехватки Японии это просто удивительно.

Одна из идей «красной нитью» проходящая через всю книгу – это постоянные заимствования японцев. А. Пушакова настраивает нас на подобное уже во введении. Но это не просто слепое копирование. Автор хорошо показывает, каким образом жители этой страны преломляют достижения соседних регионов через собственную культуру и видение окружающего мира. А многие из находок до сих пор имеют различную трактовку у историков и вызывают споры, например, безъязыкие колокола дотаку.
Автор постоянно сосредотачивает своё внимание на тех или иных особенностях, что имеют место в истории региона. Островное расположение Японии, дающее её жителям чувство защищённости и, в то же время, способствующее обособленному развитию японского искусства, отсутствие бронзового века, частая смена периодов изоляции на внезапную и резкую адаптацию новых знаний. Всё это говорит об особом и неповторимом пути Японии.

Как вы уже поняли, одна из задач книги – попытаться дать ответ на то, почему мы до сих пор воспринимаем Японию как страну загадочную, непознанную, необычную? Каким образом, являясь частью большого мира, ей по-прежнему удаётся противопоставить ему свою уникальную культуру? Учитывая то обстоятельство, что это удивительное полотно веками ткалось из многочисленных заимствований – значительное влияние Китая и Кореи ощущалось начиная с VI века, Европы в XVI – XVIII вв., и особенно в веке XIX, Америки – в прошлом XX столетии.

Книга скорее напоминает не простое научно-популярное исследование, а своего рода разговор автора со своим читателем. Как уже сказал, А. Пушакова постоянно сопровождает рассказ об истории, культуре и искусстве Японии многочисленными отвлечениями, которые значительно обогащают изложение. Так, говоря о сосудах периода ДЗёмон, упоминает современную японскую художницу Хосоно Хитоми, творящую свои произведения в этой древней технике; ведя рассказ о восстановленной стоянке того же периода – излагает один из сюжетов популярного аниме «Дораэмон», говоря о большой роли истории в воспитании современного поколения и т.п.

Впрочем, издание не лишено недочётов, главный из которых – слабая вычитка. Иногда встречаются целые абзацы из предыдущих разделов, не имеющие никакой смысловой связки с тем, о чём говориться (сравните, например, страницы 8-9 и 6), довольно часто века в подписях к иллюстрациям указаны с ошибками – обратный счёт времени в эпохе до нашей эры, и тому подобное. Однако, это уже вопрос к редактированию.

В заключении, ещё несколько интересных моментов из книги:

Пытаясь прекратить постоянные многовековые клановые войны, в начале XVII века Токугава поступил очень мудро и с выгодой для себя – начал строительство огромного замка в собственной резиденции Эдо.



«О том, как выглядел замок несколько сотен лет назад, мы можем судить по ширмам периода Эдо. Достаточно сказать, что защитный периметр замка имел протяжённость шестнадцать километров, а общая длинна стен и рвов составила почти семь километров. Это было колоссальное сооружение. Создание такого огромного замка было обусловлено тем, что после объединения Японии появилась необходимость в организации единого административного центра, который смог бы аккумулировать власть. Пока провинции были ослаблены войной, сёгунат издал распоряжение, согласно которому каждая из областей Японии должна была финансово участвовать в строительстве замка Эдо. В результате у провинций не оказалось средств на то, чтобы собирать новое сильное войско, и в Японии наступил долгожданный мир, продолжавшийся более двухсот пятидесяти лет».

Период Эдо, или Токугава (1603 – 1868 гг.) был чрезвычайно наполнен различными регламентациями – каждая сфера жизни общества не обходилось без подобного:



«Доходило до того, что в указах выходили распоряжения, какие цвета в гравюрах использовать в каком количестве; какого цвета носить вещи; какие рисунки на кимоно изображать. По сути, это было полицейское государство, в котором существовало огромное количество ограничений. Власти Японии штамповали закон за законом, причём иногда они повторялись и дублировали друг друга – видимо, или их забывали, или не очень хорошо исполняли, поэтому возникла необходимость повторить указ».

Прочитано в рамках Нон-фикшн, 98 тур и Reading Challenge клуба "Чарующая Азия".