Больше рецензий

29 марта 2022 г. 11:40

370

3 Двойные стандарты и не лёгкая женская доля

История о том, как добрачная связь портит всю твою жизнь, убивает твою мать, заставляет тебя выйти замуж за мужчину, который на тридцать лет старше тебя, и при этом непрерывно страдать. И это все одни письма, эпистолярный жанр во всей своей прелести.
Руссо написал эту душераздирающую историю, жалея своего читателя. Все эти шокирующие факты очень сильно разбавлены философией, религией, историей, психологией, теорией домостроительства, благородными назиданиями и еще кучей всяких размусоливаний.
Классика любовного жанра - он никто, она дочь барона, он беден, она богата. Он ее учитель, и на этих уроках непонятно каких предметов они влюбляются абсолютно безнадежно друг в друга. Сначала их письма довольно занимательны. Нудные, но невинные. Затем наш Ромео решил из платонической фазы перейти в интимную. И письма приобрели довольно извращенскую окраску, где учитель склоняет, уговаривает ученицу доказать истинность любви в соседней роще и не думает о том, что в их времена на его любимую обрушится все общество с их стереотипами, и Юлия потеряет покой. Так оно и произошло. Да еще и мать Юлии случайно нашла и прочитала их переписку, и это все так ее шокировало, что она слегла и вскоре умерла.
Юлия не смогла себе простить таких последствий своей любви. И наказала себя браком с другом отца. Отец давно подпихивал дочери достойного дворянина Вольмара, как просто так и удачнейшую партию. И ничего, что этот друг на тридцать лет старше Юлии, отцу на это начхать. А вообще этот отец - садист. Он всю жизнь не давал своей жене нормально существовать, изменял ей, постоянно где-то пропадал. Но автор как-то на это не обращает внимания, полумаешь... А пишет нам о благочестии жены, о верности в браке. О том, как любящий супруг чувствует сразу, что жена его разлюбила, охладела. Но не пишет о том, как плохо выдавать своих дочерей за великородных дедов. Мораль этого Руссо какая-то двоякая и удобная для него. Двойные стандарты во всей красе.
Вольмар, муж Юлии, был для меня самым негативным персонажем. Он описан в романе, как очень благородный, порядочный, умный человек. Так почему же такой благородный дядечка пятидесяти лет женится на двадцатилетней девушке, абсолютно не учитывая ее чувства? Почему не поставил себя на ее место и не представил, как оно в двадцать лет жить с пятидесятилетней? Потом, он потерял в результате государственного переворота на родине свой капитал, и приехал жениться на Юлии бедным, но благородным. Но в чем тут благородство - мало того, что ты дед по сравнению с невестой, так еще и бедный дед! Но совсем меня уже добил его абсолютно непонятный и жестокий поступок - пригласить бывшего любовника своей жены жить в их доме, да еще и воспитывать их сыновей. Где тут благородство? Он прекрасно понимал, что чувства Юлии и ее бывшего возлюбленного от постоянного пребывания под одной крышей снова пышно заколосятся. Вольмар был в курсе всей истории с учителем, Юлия решила быть откровенной с мужем. И, конечно же, эти двое постоянно изнывали от присутствия зазнобы.
Особо меня привлек момент, где рассказывается об отношении хозяев в доме Вольмаров к слугам, и о порядке устройства их хозяйства и приусадебного участка. Это нереальное количество страниц, где очень подробно описано, как прекрасен сад с птицами, где ничего не отходит от того, как его создала природа, как чудесно вести хозяйство в деревне, и вообще автор очень сильно склоняет читателя к жизни в деревне.
Книгу очень трудно читать. Все эти высокопарные письма очень скучные и далекие от того, что читает читаель сейчас. Возможно, наша литература стала более простой, примитивной. А может, все таки современные авторы стали думать о своих читателях, и не обрекать их на доолгие простарнные моралистские беседы. И если ты начинаешь читать роман о любви, то это и правда амурное чтиво, более или мене интеллектуальное, но конечно же каждый выберет сам.

Прочитана в рамках игры "Дальняя прогулка"