Больше рецензий

30 марта 2022 г. 16:39

221

2 Не верю!

Незамысловатый фантастический сюжет, строящийся на перемещении по временной трассе девочки Оли и мальчика Вити, должен погрузить читателя в школьную атмосферу 1980-х и 2018-х гг. Но погружения в моем случае, увы, не произошло. Ни дна океана под названием Школа, ни даже на несколько метров вглубь посмотреть благодаря авторам не получается. После прочтения остается ощущение обманутого путешественника, который искал сокровища, прочитав краткую аннотацию к книге, а нашел несколько тривиальное воплощение (может, и интересной задумки), порождающее разочарование и некую подавленность. Поверить в тот лозунг писателей, что «время всегда хорошее» не только не получается, но и напрашивается полностью противоположный тезис: время всегда плохое, практически тошнотворное – его то, по сути, и доказывает писательская чета А. Жвалевкий и Е. Пастернак. Надеюсь, что дети (именно младшие подростки, старшие могут воспринять крайне критически и негативно данный опус), познакомившись с данным произведением, испытают другие эмоции, более радужные, поскольку, если не вникать в подробности, то в сюжете есть все элементы, которые просто обязаны по всем канонам нравственности и морали нравиться читателям, я имею в виду, безусловно, тему дружбы и ответственности, контекст подростковой наивной влюбленности и самоотверженности, наличие явного противостояния зла и добра, конечно же, тему войны, связанную с бабушкой главного героя…
Почему же, почему столько грусти от прочтения книги, которая, между прочим, удостоена множества премий в различных номинациях, является лауреатом Всероссийского конкурса на лучшее литературное произведение, победителем читательского конкурса «Книга года», также обладает почетными знаками...? От прочтения книги, которая издавалась одиннадцать раз общим тиражом 100 000 экземпляров!
Начнем с того тезиса, что современные школьники не умеют вживую общаться друг с другом. По сюжету учащиеся в сети, имея свои тайные ники, списываются, весьма активно там взаимодействуют, пишут длинные посты и рассуждения. Но когда дело касается того, чтобы пересказать параграф вслух, в реальности пообщаться, вместе поиграть или что-то совместно сделать на перемене – то здесь – полундра, разбегаемся от страха прочь. Вероятно, авторы, гиперболизируя проблему, выражают тем самым предостережение, мол, оторвитесь от своих гаджетов и пообщайтесь уже вживую наконец. Но если смотреть реальности в глаза, то недочетов и недопониманий возникает масса, если анализировать данный тезис и следующий за ним посыл. Как человек, который уже 10 лет работает в системе образования, 8 из них непосредственно в школе, могу сказать, что ученики не только не разучились говорить друг с другом, высказывать свои позиции, размышлять, они совершенствуются в этих направлениях и делают это подчас лучше многих взрослых, которых взрастила советская школа. Пересказать параграф для многих современных школьников — это не проблема, а смертная скука для их ума. Зазубривание уходит из современной школы. Школьники активно взаимодействуют друг с другом и на уроках, и вне стен школы – это и групповая работа, и проектная деятельность, и множество мероприятий, направленных на воспитание (КВН, совместные концерты, постановки спектаклей и т.д.). Нормальной является картина в нашей самой обычной общеобразовательной школе, когда на перемене учащиеся разных классов сидят вместе в коридоре и играют на гитаре песни, мимо проходящие идут и подпевают ( и я тоже подпеваю). Поколение «Z» оно не потеряло связь с реальностью, связь друг с другом, не разучилось говорить, как пытаются показать авторы, а напротив это поколение развивается, и развивается активно, ориентируясь на игровые, творческие, проектные формы обучения, активно используя социальные сети. Конечно, необходимо и учителям использовать эти ресурсы в обучении. И это используется – кейсы, квесты в VK, студенты в университете знакомятся со средневековой историей по игре Kingdom Come; и из всего этого абсолютно не следует, что учащиеся разучились общаться.
Писатели, раскрывая выше обозначенный тезис, делали это нарочито небрежно, досконально не изучив и не проанализировав множество факторов.
Сложилось впечатление, что авторы не подготовились к написанию произведения, поскольку необходимо было поинтересоваться тем, как живет современная школа, поближе познакомиться с ситуацией в образовании, проанализировать, куда движется наука, чтобы понять или , избегая громкого слова «понять», хотя бы попробовать спрогнозировать, какой будет жизнь через 10 лет. Книга 2008 года, говорится о событиях 2018 года. Авторы, раскрывая современные способы коммуникации, говорят об общении в аське, интерес к которой упал уже примерно в 2006-2007 гг., а тот же VK набирал обороты. Неправдоподобно выглядит эпизод с девочкой, которая вынуждена была перейти в другую школу из-за того, что кто-то взял и раскрыл в чате ее истинное имя в жизни. Вероятно, в данной ситуации можно было просто взять и элементарно сменить ник.
Skype, который существует с 2003 г., а в 2008 г. набирал обороты, голосовые сообщения – полностью игнорируются авторами. «Мы не разговариваем, мы пишем», - говорят герои анализируемого произведения. Хотя как раз современные школьники именно говорят, записывая свои аудиосообщения.
В книге есть эпизод, где Витя, попадая в класс, удивляется тому, что : «У каждого нас толе стоит маленький комп, провода от которого уходят куда-то под парту…». Зачем провода, когда есть Wi-Fi, созданная, между прочим, в 1998 году.
Не оставляет чувство неестественности, когда дети разучились писать, постоянно работая за компьютерами. Вводятся в 2018 году по сюжету устные экзамены по русскому, литературе, истории, а также экзамен по математике письменно (делается авторами особый акцент) на бумаге. «Делается это для того, чтоб вы, современные школьники, научились хоть немного владеть устной речью и писать ручкой по бумаге». Согласна, что компьютеризация идет полным ходом, но, чтобы разучились говорить и писать ручкой - данные футуристические прогнозы строить на сегодняшний момент сложно.
Выглядят неправдоподобно те ники (ястреб, сушка, синичка, фиалка т.д.), которые выбирали себе герои произведения. Когда с ребятами играем в kahoot, и они придумывают себе ники, ничего подобного ни разу не встречалось…
Но больше всего в данном произведении мне не понравился следующий сюжетный твист, который связан с разборкой и обличением на пионерском собрании мальчика, который принес в класс кусок пасхального кулича и угостил одноклассников. К религии в 1980 -х гг. не было такого пристального отношения, никто не афишировал свое к ней отношение, но детей повсеместно крестили, в целом, такая ситуация могла произойти, но в 50-60 е гг. (Для небольшого анализа данной ситуации был проведен опрос и интервьюирование, в качестве респондентов выступили в том числе и мои родители, которые как раз в 1980 году учились в 5 классе, учителя школы, которые в 80-е работали в школе, все без исключения опровергают возможность такой ситуации, дошедшей до абсурда). Вызвало сильное недоумение и факт благополучного разрешения данной проблемы. Получается, что только бабушке-героине, партизанке дозволялось печь куличи, а просто бабушке, честно всю войну проработавшей на Победу, так и пришлось бы остаток жизни каяться и мучаться за кусок кулича, сунутый внуку в рюкзак.
Вероятно, что под завязку, рассказывая нам о бабушке-герое войны, авторы пытаются добить читателя громкой чересчур позитивной барабанной дробью, подливая дозу умиления на весь тот непропеченный торт, который они нам предлагают.
А. Жвалевскому и Е. Пастернак удалось показать советскую школу, полную людей, которые не могут поддерживать друг друга, стоять за правду, удалось показать учащихся в образе стада овечек, идущих строем на заклание.
Зачем было изображать советскую школу 80-х г. такой агрессивной, злобной, а современную школу, полную недалеких, зацикленных на виртуальности детей.
Вопрос возникает по поводу заслуг для получения данной повестью премии «Алиса» за лучшую фантастическую книгу для детей. Эта книга – апофеоз нереальности, только в данном контексте я вижу всю фантастическую составляющую данной повести. Авторы по своему образованию физики, но вообще не попытались со своей стороны хоть как-то объяснить перемещение во времени. Дети переместились вместе с родителями, а все одноклассники остались в своем времени.
Хочется отметить, что писатели белорусские, поэтому, возможно, что какие-то недопонимая связаны именно с местными реалиями, тем самым, я объяснила для себя непонятные прозвища, вроде «вожатка», которые встречаются на страницах книги.
Хотелось бы подытожить легендарной фразой Станиславского: «Не верю!». Не верю в то, что я прочитала, все таки хочется верить, что время действительно всегда хорошее.