Больше рецензий

31 марта 2022 г. 23:13

305

3 Монолог под видом любовной переписки

Дорогой мой слушатель, настройся на лирический лад и внемли соловьиным трелям, что пронизывают прозрачность майской ночи...
И еще лиричнее, и больше соловьев, и добавим шелест весенней листвы под крепчающим ветром, и звуки далекого водопада.. И вздохи таящихся возлюбленных. И все те невозможные сентиментальные штампы, которые только может воссоздать ваше воображение.
И тогда, пропитавшись этим духом слащавого до невозможности пасторального пейзажа, вы, пожалуй, сможете даже получить удовольствие от "Новой Элоизы"... Хотя и в этом случае у вас в зубах, скорее всего, увязнут его нравоучительные сентенции.

Нет, я прекрасно отдаю отчет в том, что время написания романа делает огромную скидку на всевозможные замечания современного читателя. Для середины 18го века это было смелое рассуждение о своде чувствовать, о трагедии, которую влечет лишение этой свободы, о мужской и женской ролях в этом мире... Разумеется, и вся любовная история Юлии и Сен-Пре - это лишь повод поговорить о социально значимых вопросах - устройстве семьи, влиянии религии, значении образования и прочая-прочая. И, если отрешится от сантиментов и прочесть роман как слепок эпохи, то в этом смысле он будет ценным свидетельством мировоззрения современников Руссо.
Но требуется стойкость подлинного ученого, чтобы ради этого погрузится в вязкий словесный кисель любовной переписки.

На мой скромный взгляд, есть книги, не теряющие свою актуальность со временем, а есть те - что выдыхаются как засохшие цветы и травы. В поры своего расцвета, они могли пленять и дурманить, но сейчас - это лишь засохшие останки былой красоты. Мы можем судить по ним о том, чем они были когда-то, но нам из нашей вольной современности уже трудно проникнуться переживаниями героев. На мой взгляд, в этом и есть посредственность "Новой Элоизы". Хотя тема неравной и запретной любви не перестает быть вечной, но.. именно эта история остается одной из скучнейших. И суть в том, что оба героя здесь существуют не ради их истории, не ради трагизма своей любви, а - ради того, чтобы научить и ознакомить читателя со взглядами автора. Бедняжка Юлия и ее злополучный возлюбленный - не люди, а всего лишь функции. Смысл их существования - вести бесконечные диалоги, через которые Руссо смог бы выплеснуть свои размышления на читателя в чуть более дидактической форме, чем банальный монолог. И, тем не менее, это монолог. Здесь звучит только один голос - голос автора. Его герои движутся как марионетки, выполняя четко предписанные им действия и произнося заученные роли как плохие актеры. А над ними возвышается мощная фигура философа-кукловода, самого Руссо, который дает нам свое представление. Острое для своего времени, но уже безмерно скучное для нашего.

Для команды "РадиоБедлам" - ДП 2022.