Больше рецензий

3 апреля 2022 г. 11:27

105

4 Легенда о Петипа

Автор обращается к эпохе возникновения русских балетных шедевров на все времена: «Лебединого озера», «Баядерки», «Жизели», «Щелкунчика», «Спящей красавицы» — и выводит формулу успеха, главным элементом которой стал балетмейстер Мариус Петипа. Но его творческий взлет не получился бы столь высоким, если бы не директор императорских театров Иван Всеволжский, который, к всеобщему счастью, ценил музыку Петра Ильича Чайковского и заказывал ему один балет за другим. Однако в списке шедевров не только его балеты, но и Людвига Минкуса — его как раз предпочитал Петипа (а Чайковского, в свою очередь, недолюбливал за излишнюю сложность музыки) и Адольфа Адана, автора музыки к «Жизели», которого в ту пору любила вся Европа. Юлия Яковлева столь глубоко владеет предметом, что способна писать о происходившем в XIX веке почти в репортажном стиле, она свободно касается самых разных аспектов балета и проходится по всем наиболее значимым персонам, так или иначе причастным к этому искусству, начиная с его родоначальника Людовика XIV.

Механизм зарождения балета как танцевального спектакля, в котором участвует сам король, и объясняет его вечную близость к высшим эшелонам власти. Яковлева считает, что балет был изначально структурирован таким образом, чтобы воспроизвести образ и структуру власти. Даже большевики, хотя он был чуждым им буржуазным искусством, как только государственная власть структурировалась и вернула себе прежние позиции в обществе, признали и полюбили балет и даже обеспечили его расцвет.

А что же Петипа? Он поначалу был неудачливым танцовщиком, потом, став главным балетмейстером, долгие годы подстраивался под вкусы публики. Но дождался своего звездного часа. Вот только мы его искусства не дождались. Все, что сейчас видим, — это отредактированные шедевры, истинный облик которых уже не вернешь.

Эксперт