Больше рецензий

corneille

Эксперт

запойный трагик

3 апреля 2022 г. 21:20

297

0 единственное достоверное будущее - это смерть

актуальность классических художественных произведений восхищает. классика на то и классика, чтобы даже спустя века она поднимала такие темы, которые сохраняли бы актуальность для будущего поколения. но работа по политологии, написанная более пятидесяти лет назад, пугает впечатлением: такое чувство, будто она написана в совсем недавно.

арендт отмечает, что основной причиной, по которой война нас еще не покинула, заключается в том, что



никакой замены этому окончательному арбитру в международных делах на политической сцене до сих пор нет.

в славные времена можно было разглагольствовать о том, что специфичным снижением показателя насилия может являться компьютеризация, а именно - компьютерные игры и обласканные шульман геймеры, что направляют свою темную энергетику в светлый экран монитора. в те же славные времена  достигала апогея славы работы   Стивен Пинкер - Лучшее в нас. Почему насилия в мире стало меньше  , когда можно было со спокойной совестью опираться на статистику и говорить о том, что насилия действительно стало меньше, что очень хорошо, поскольку насилие неискоренимо, а раз оно неуничтожимо, то лучше, чтобы его было меньше, чем больше, то сейчас это представляется несколько ироничным, если не граничащим с черным юмором. 

если остановиться еще подробнее на мысли арендт, то стоит привести ее слова о том, что такая абсолютная замена насилию не появится до тех пор,



пока отождествляются национальная независимость, т.е. свобода от иностранного господства, и государственный суверенитет, т.е. претензия на ничем не сдержанную и неограниченную власть в международных делах.

что звучит несколько (довольно) утопично, а потому наталкивает на пессимистичные мысли. как может быть достигнут полный государственный суверенитет? и как параноидальному государству избавиться от страха перед внешним врагом? мир, дружба, жвачка - куда более сложный сценарий.

арендт производит интересные разграничения между понятиями власть, мощь, авторитет и насилие. довольно настойчиво звучит та мысль, что власть, во-первых, действие согласованное, во-вторых, не может быть присуща одному человеку, а принадлежит группе. это оптимистичный взгляд на понятие "власти", к сожалению, легко разрушающийся историческими примерами как из прошлого, так и из настоящего.

у ханны арендт отрывочные примеры из окружающей ее действительности. как только на касается того или иного события, она сразу переходит на другой предмет, не останавливаясь подробнее на первом. наверное, это связано с тем, что маленькая работа "о насилии" написана скорее как сердечный отклик на студенческие волнения лихого 1968 года и была обращена к современникам, которые, безусловно, помнят бессменный дуэт сталина и гитлера от корки до корки. 

гениальная мысль о том, что ресурсы государства всегда больше ресурсов не то что отдельно взятого гражданина, но даже группы людей, проста до банальности, но как ее сложно сформулировать так просто и понятно! монополия на насилие - важнейший признак государства, то и означает, что оно действительно имеет необходимые и огромные ресурсы для насилия.

насилие отличается инструментальным характером. кого же оно использует в качестве инструмента для достижения своих целей? человека. и против этого-то и выступает арендт. пусть это выражено неясно в работе "о насилии", но чтения между строк и критическую литературу никто не отменял. наверное, это какое-то личное проклятие арендт. ее вечно неправильно понимают!



всякое уменьшение власти - это открытое приглашение к насилию, хотя бы потому, что те, кто обладают властью и чувствует, как она выскальзывает у них из рук, будь то правительство или будь то управляемые, всегда с трудом противились искушению заменить ускользающую власть насилием.

и наоборот. чем больше власти, тем больше она тебя пьянит. но здесь мы уже наталкиваемся на гобсса, что не является темой нашей беседы.

несмотря на зачастую суровые реплики арендт, которые, безусловно, небезосновательны, она сохраняет веру в человечество, подобно тому, как лермонтов в последней главе "героя нашего времени" надеется на печорина:



когда приказы уже не исполняются, средства насилия становятся бесполезны

чем меньше тех, кто разделяет это мнение, тем велик шанс подавить насилие.