Больше рецензий

13 апреля 2022 г. 13:43

646

4 О сексе и смерти

Неожиданная новелла родом из 19 века, но удивительно актуальная и сейчас. У Артура Шницлера удивительная сфера интересов - описание сексуальных переживаний серой общественности его времени, не каждый автор углубляется в такую узкую и "низкую" специализацию. С самого начала меня мучал один простой вопрос - Это сатира или серьезное произведение? И все же склоняюсь к тому, что Шницлер высмеивает поверхностные переживания людей своей эпохи. Фридолин - очень поверхностный человек, высокомерный и самовлюбленный. Его мысли можно разделить примерно на две категории - похотливые рассуждения, в которых он зачастую дегуманизирует попадающихся ему женщин и его самовосхваления и воспоминания о бравой молодости (которая, судя по всему, не особо то и интересная была). Его жена - Альбертина похоже соответствует своему мужу. Она тоже аморфно существует в окружающем пространстве, так же наивна и ведома. Забавно что в повести показано что они поженились даже не зная друг друга толком. Их жизнь - переплетение мечтаний и реальности, где отсутствие реальной страсти компенсируется страстью воображаемой. Не случайно для Фридолина измена жены во сне кажется более реальной чем её верность на болу. И в этот поток, несущий героев, однажды вклинивается случайность - ночной вызов, который заставляет Фридолина прикоснуться к реальным переживаниям, столкнуться с витальностью, осознанием неизбежной смерти (мысли о которой он так избегает). Однако, внезапная волна переживаний не заставляет их пробудиться ото сна комфортной текучей жизни, что то изменить, а просто в итоге просто приводит их к решению более не спать и отказаться от мечтаний, которые могут пробудить сокрытые чувства.
П.С. Фильм Кубрика я нежно люблю, хотя он и отходит от оригинала в некоторых местах. Забавно что Кубриковский герой в итоге получает стройную и логичную картину произошедшего, он получает ответы, в то время как Фридолин в итоге отказывается от своего желания докопаться до правды, решая забыть о произошедшем.