Больше рецензий

Zhenya_1981

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

23 апреля 2022 г. 20:30

3K

4 Спойлер Дикость

Внимание!
Событие экстренной важности!
Мы так долго этого ждали!
Я наконец-то определился со своим отношением к творчеству Леонида Андреева!

Барабанная дробь, переходящая в бетховенские четыре удара судьбы...

Не моё это!

Перебор с экспрессией, эпатажем, глубиной страданий, тем и смыслов.

Я люблю деликатность Чехова. Он красноречиво недоговаривает. Такой литературный импрессионизм. Да, да, помню, что я уже писал об этом. Я ещё не достиг мастерства Дмитрия Быкова, повторяющего любимые мысли из лекции в лекцию. И повторился я лишь для того, чтобы развить эту мысль дальше (хотя, казалось бы...). Нравится мне ещё реалистичность Горького, который говорит ровно столько, сколько нужно. Это литературный реализм. Андреев же говорит больше чем нужно, громче чем нужно и ... не совсем то, что нужно. Его трагические мазки не добавляют смысла, а только сгущают краски. Это литературный фовизм. Да, получается ярко, метафорично, атмосферно. Сцена видна даже с балкона (и без бинокля), но я то лежу с книгой на диване. Андреев бросает в дрожь, нагоняет ужас, но назавтра никаких эмоций не остаётся.

картинка Zhenya_1981
Кстати, произведение это увидело свет полностью благодаря Горькому. Во-первых, толчком к написанию повести послужила беседа между писателями об искателях незыблемой веры. Во-вторых, Горький своей поддержкой влил в Андреева силы закончить опостылевшую повесть. И наконец, в-третьих, А.М. способствовал тому, что повесть была издана. Вот уж в ком поистине была незыблемая вера в своих собратьев по перу. И даже если бы Горький не был великим писателем, заслуживающим памятника как литератор, он всё равно заслужил памятник как человек, выведший в свет огромное количество прекрасных авторов и произведений. Или, во времена более поздние, защищавший их. Но оставим этого святого отца русских и советских писателей первой трети двадцатого века и поговорим об отце Василии Фивейском, который был далеко не святым.

Да и о нём ли вообще повесть (она же - рассказ)? В одной из рецензий здесь кто-то обратил внимание на то, что Василиев Фивейских в книге двое. На самом деле их трое - ведь был ещё первый сын, тоже Василий. Он принял мученическую смерть, а второй сын был звероподобным идиотом (я предупредил о спойлере специальным значком. То есть нет, не так. Это же рецензия на Андреева. Я предупредил о спойлере специальным знаком судьбы). Впрочем, второй сын (тот что звероподобный идиот) может быть метафорой на всех сыновей отца Василия - как биологических, так и духовных. На всех заблудших баранов, которых пас этот сомнительный пастырь.

Нет, это я конечно же так мрачно шучу. Несмотря на обилие Василиев, главный герой здесь конечно же поп. Но только кто же он на самом деле? Гордец, возомнивший себя богом или смиреннейший из смертных, твердо верующий, невзирая на все испытания?

Как черный квадрат Малевича горит всеми оттенками черного, так и жизнь о.Василия многослойна в своей черноте. И он бросил вызов всему человечеству, пытаясь дать что-то новое - понимание, жалость, любовь. И он вознесся над людьми, возомнив себя Господом Богом.

Как и во многих других рассказах автора, здесь есть переосмысление религиозного сюжета. Несчастья сыпятся на голову деревенского Иова, а он не ропщет, всё так же упорно молчит и лишь твердит свою мантру



Я верую!

Но кроме этого назойливого мотива ничего в повести не доказывает его веру.
картинка Zhenya_1981

Он не очень чуток к другим, будь то его семья или паства. Перелом наступает для него в сорок лет. В этом возрасте его жизнь только начинается. У него открываются глаза. О.Василий впервые разговаривает с дочерью, впервые понимает, что стоит за смешными грешками своего прихода, впервые прислушивается к своему сердцу, впервые видит в сердцах других.

Поп начинает искать правду. Да где она есть, эта правда? Молиться и просить бога о милости, вот все его советы. От своего бессилия и всеобщей темноты и пустоты отец Василий начинает пестовать в своей душе ожидание большого чуда. Но поскольку чуда не происходит, а несчастья всё нарастают, о. Василий, уже немного помешанный, начинает верить, что он сам способен сотворить чудо.

Но чудес не бывает.
А может быть нет и Бога.
Сломленный, но непобежденный поп умирает, не пережив своего страшного открытия.

картинка Zhenya_1981

Комментарии


В нашем ряду пополнение:) Здорово видеть твою рецензию, и согласна с оценкой писателя. Вставка с картинами вообще замечательная. Видела, что ты и Бездну прочёл, расскажешь или будешь в рецензии мыслями делиться?


Вставка с картинами вообще замечательная.

Благодарю



Видела, что ты и Бездну прочёл, расскажешь или будешь в рецензии мыслями делиться?

как-то нечего сказать о ней. Если у Андреева была одна простая мысль, то у меня вообще ни одной. Я много раз здесь говорил, что весь наш культурный слой непрочен, и мы все в первую очередь животные. И этот рассказ как раз об этом. Грубо, "в лоб". Добавить вроде нечего



В нашем ряду пополнение:)

в каком это "нашем"? Сегодня нужно уточнять :)


В моем ряду, но думаю есть и другие:)



Не моё это! Перебор с экспрессией, эпатажем, глубиной страданий,

подписываюсь.
А ты Бездну читал с одним финалом или с 2мя?Есть продолжение, где автор от лица персонажа говорит, что в конце было иначе, второй конец реалистичнее на мой взгляд

Ты можешь поверить, что так можно быть (насилие после насилия?) Мне почему-то не хочется верить, что такие люди бывают, тем более среди культурных людей, герой ведь не пьяный, не озверевший от крови солдат,не уголовник


В моем ряду

тогда да, конечно



А ты Бездну читал с одним финалом или с 2мя?

Я читал письмо главного героя. Второй вариант намного более реалистичен. Но он полностью меняет тематику



Ты можешь поверить, что так можно быть (насилие после насилия?)

меня это не интересует. Если бы герой только подумал на секундочку об этом насилии и не совершил бы его, для меня бы ничего не изменилось. Я бы всё равно сказал - "ну, вот, я же говорил - мы все животные". Но без насилия, это был бы не Андреев. Как же можно написать рассказ, не вызвав при этом бурную реакцию критиков и читателей, не плюнув в общечеловеческую мораль, религию и т.д.? Андрееву нужна бездна в каждом рассказе.


Может и правда напишу рецензию :)


Давай:)


повторился я лишь для того, чтобы развить эту мысль дальше

Повторение – мать учения. Так что повторяться очень даже полезно.)



А.М. способствовал тому, что повесть была издана. Вот уж в ком поистине была незыблемая вера в своих собратьев по перу.

Так ведь у Горького учителя были хорошие. В своё время Чехов, например, очень поддерживал начинающего писателя Горького.



И он вознесся над людьми, возомнив себя Господом Богом.

Что-то снова нарциссизмом попахивает.



Он не очень чуток к другим, будь то его семья или паства.

Отсутствие эмпатии усиливает токсичный запашок.



Перелом наступает для него в сорок лет. В этом возрасте его жизнь только начинается. У него открываются глаза.

А это радует и подтверждает начало жизни именно в сорок лет, когда открываются глаза, в глубине которых прячется та самая красота. Причём не только та красота, что в глазах смотрящего, но и та, что спасёт мир.)



поскольку чуда не происходит, а несчастья всё нарастают, о. Василий, уже немного помешанный

Печальный поворот в начавшейся новой жизни… (

Какая-то очень уж мрачноватая история, не хочется пока такое читать.
Спасибо за рецензию, Женя! )


В своё время Чехов, например, очень поддерживал начинающего писателя Горького.

не знал об этом. Но когда читаешь скольким помог Горький прямо диву даёшься.



Что-то снова нарциссизмом попахивает.

:) Я тоже начал читать рекомендованную тобой книгу о нарциссах. Диагнозы ставить боюсь, но похоже, что всю жизнь о.Василий был нарциссом тайным, а в конце стал грандиозным. Не знаю, бывает ли такое в природе :)



Печальный поворот в начавшейся новой жизни… (

да уж. Обычный поворот у Андреева.



Какая-то очень уж мрачноватая история, не хочется пока такое читать.

очень мрачное. Правда, я уже и забыл о ней.
Спасибо, что напомнила :)
И за комментарий!


Я тоже начал читать рекомендованную тобой книгу о нарциссах.

Ой, ты, наверное, что-то путаешь, Женя. ) Где-то в комментах под золотой рыбкой я писала, что прочитала книгу о нарциссах: "Бойся, я с тобой. Страшная книга о роковых и неотразимых" Тани Танк. Но, судя по информации на твоей странице, ты читаешь книгу "Хрупкие люди. Тайная дверь в мир нарциссов", на которую писала рецензию Галя. А я её даже не читала.)



Диагнозы ставить боюсь, но похоже, что всю жизнь о.Василий был нарциссом тайным, а в конце стал грандиозным. Не знаю, бывает ли такое в природе :)

Да, я читала, что бывает и такое, хоть и редко. Нарцисс может менять свой тип. Распространён переход от грандиозного к скрытому нарциссизму, протекающий через специальный процесс – коллапс. Но нарцисс, застрявший надолго в этом переходе, становится одновременно и скрытым, и грандиозным. И тогда у него может развиться диссоциативное расстройство личности.


Ой, ты, наверное, что-то путаешь, Женя

да, оказалась, что я напутал. Я почему-то думал, что эта книга попала ко мне от тебя



И тогда у него может развиться диссоциативное расстройство личности.

боюсь, что и у меня начинает развиваться от всей этой терминологии. :)


Спасибо! Интересное сравнение с живописью :)


Рад стараться! Спасибо, Катя :)


Внимание!

А говорил, что не планируешь в ближайшее время писать рецензии))



Перебор с экспрессией, эпатажем, глубиной страданий, тем и смыслов.

Приходится с этим отчасти согласиться... правда, не до конца понимаю, как можно "перебрать" с глубиной страданий? Она, глубина, или есть, или автор не смог тебя убедить.
Для меня Андреев - автор, которого надо читать дозированно. В принципе, мне понравилось всё, что я у него читала. Но читала я только несколько рассказов, и пока больше ничего читать не планирую... А после твоей выразительной рецензии воздержусь от чтения истории про Василиев Фивейских, которых трое.

P.S. Литературно-художественный коллаж классный)


А говорил, что не планируешь в ближайшее время писать рецензии))

Человек предполагает, а Бог располагает.
Это и Василий Фивейский подтвердит. Старший.



как можно "перебрать" с глубиной страданий?

очень просто. Когда ты в детстве копала яму на пляже и она получалась слишком глубокой, вода размывала её и яма (она же ров для близлежащего замка) разрушалась (вместе с замком) . Это называется "перебор" с глубиной. А Андреев копает яму страданий так тщательно, что прорывается в противоположной точке земного шара.



автор не смог тебя убедить

автор смог меня убедить, но не смог остановиться. И я тоже начал страдать, но уже не вместе с героем, а сам по себе



В принципе, мне понравилось всё, что я у него читала.

И мне понравилось почти всё. В принципе.
P.S. Большое спасибо, Ника :)


и она получалась слишком глубокой, вода размывала её и яма (она же ров для близлежащего замка)

Мне понравилось это сравнение с привкусом морской соли... если его снова экстраполировать на страдания у Андреева, то можно предположить, что он часто вызывает у читателя сильную эмоцию, но она не держится долго, её вскоре смывает морская волна... Быть может, это и к лучшему. Иначе читать Андреева было бы слишком гнетуще.



И я тоже начал страдать, но уже не вместе с героем, а сам по себе

Так бывает.


Женя, вот ты пишешь, что на следующий день после чтения Андреева не остается эмоций. А у меня, знаешь ли, вообще ничего не остается, для меня его творчество - уникальное сочетания амбициозности и безликости....


Да, я могу это понять :)
Думаю, почитать его пьесы. Мне кажется, что он должен быть гораздо лучшим драматургом, чем прозаиком. Хотя меня смущает, что как раз его главные, самые известные работы это рассказы...
Хм...


У нас завхоз Леонид Моисеевич Андреев