Больше рецензий

28 апреля 2022 г. 01:13

3K

1 А почему добрых всегда... сношают?

О, а вот и еще один рассказ, который критиковать "нельзя". Сразу скажу - подписываюсь под всеми нейтральными и отрицательным рецензиями, написанными здесь. И вот почему.
Солженицын - это такой Толстой своего времени: нудный морализатор, поучающий всех как им жить, пишущий о мраке и безысходности, не разбирающийся в реалиях того, о чем пишет. Про модную тогда деревенскую прозу, в которой модно было расписывать простой добрый, тяжело живущий, но открытый и отзывчивый народ, уже до меня сказали: Солженицын абсолютно не разбирается в работе колхоза, в ведении хозяйства, в агротехнике, зато мастер создавать одноногих собачек. В данном случае - в лице Матрены.
И я вовсе не хочу сказать, что человек, с трудом выбивающий у государства положенное ему или жадные родственники, делящие наследство - это что-то невероятное. Искусство может причинять боль и заставлять задуматься. Это нормально. Но нормально тогда, когда человек может прежде всего себя переосмыслить и стать лучше, а не ныть "Совок/Рашка/Пиндосия/прочие вшивые людишки жить мешают". Для сравнения почитайте рассказ Тэффи "Явдоха" - тоже беспросветно грустный, но пропитанный сочувствием и любовью к людям, а потом вернитесь к "Матрениному двору".
В сухом остатке, без слезожуйства, мы видим рассказ, простите, о лохах, считающих себя добрыми и праведными - что сама Матрена, не добрая, а просто безотказная, ищущая, кому бы из чужих людей бескорыстно помочь и отказаться от взаимной помощи, что рассказчик. Да простят меня поклонники Солженицына - отказывать в помощи родственнику, зато радостно набрасываться на наследство и правда отвратительно. Но претензии о том, что Матрена была человеком, готовым в ущерб близким отдать последнюю рубашку, никак автором не опровергнуты. А я знаю на личном горьком опыте людей, готовых отдать последние семейные деньги (даже не заработанные лично!) соседской бабушке из подъезда, потому что она показалась грустной. И такого человека автор предлагает считать святым? И при этом сам рассказчик тоже не замечен в существенной помощи Матрене.
И кстати, идти на верную смерть - "помощь" после пьянки - Матрену никто силой не принуждал. Такова ее природа: думать только о других, не переживая, что некому помочь ей. Извините, сам о себе не подумаешь - никто о тебе не подумает. Тем более, что не была жизнь Матрены такой уж беспросветно черной. Да, у нее мало было верных друзей. У кого-то их много? И уж всяко рассказчик добряком и опорой не является, зато постоянно всех судит, кто хоть как-то не улыбнулся Матрене. Или рассказчик до сих пор не оставил зековских привычек - "работать западло, пусть фраера спину гнут, а честный вор будет воровать у всех, кроме своих"? Ладно, это уже неудачная шутка, но уж больно хорошо ложится на прочтение этого лицемера.
Про сцену с самогонным аппаратом и героическим противостоянием "злобному представителю власти" уже и говорить не хочется - настолько она отвратительна.
В общем, мораль рассказа "если у тебя налажен быт и ты думаешь о ком-то кроме сирых и убогих, а иногда думаешь и о себе, ты - говно, а если лох, думающий только о чужих людях - ты святой" мне совершенно не по душе, даже если не брать в расчет все остальное вышесказанное.