Больше рецензий

Ms_Luck

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

28 мая 2022 г. 15:21

649

5 Свобода чтения! Книга — не груз.

Удивительно короткая книга о том, как вызвать интерес к литературе не только у ребёнка, но и у взрослого.  Показано, как решить проблему многих родителей, чьи дети не любят читать.

Даниэль Пеннак описывает, какие условия влияют на отказ от чтения среди молодёжи, почему нельзя заставить любить чтение, какими уловками можно завлечь человека в другие миры, открывающиеся в художественной литературе. Много рассуждений о том, как не бояться кирпичей, ставится проблема отчуждения от книг.

У автора своеобразное мнение о плохой и хорошей литературе, в частности о любовных романах и штамповой беллетристике. Интересно раскрывается подход к осознанному чтению у детей: от малышей до подростков. Мы видим, какие маленькие открытия делает ребёнок в процессе, как стереть грань между "надо" и "хочу" читать, как вернуть радость, упоение, удовольствие от поглощения историй.

Стиль похож на эссе, поток мыслей, но воспринимается легко. На наглядном примере показывается, какие методы не стоит применять по отношению к детям, как важно не давить, не мучить текстами, оставить человека с его мыслями, индивидуальным темпом, удобным ритмом, скоростью чтения.

Поднимается тема воображения, сказок, поведения родителей, рассказывается о важности чтения вслух для своего ребёнка. Есть банальные советы касательно того, что нужно, в первую очередь, начать читать, и более специфические. Мелькают интересные мысли о том, как примириться с кирпичами, количеством страниц. Увлекательно описана проблема потребительства, есть некоторая ирония в части о том, как не бояться испортить книгу, почему не стоит относиться к произведениям как к музейным экспонатам.

Даниэль Пеннак строит идеальный расклад того, как всё может сложиться, берёт в основном художественные тексты, но для некоторых книг нужна подготовка, к тому же, в жизни всё очень индивидуально, не так просто и быстро. Нас медленно и логично подводят к чтению для удовольствия, несмотря на то, что в школе и вузе ты не всегда берёшь то, что тебе нравится, до некоторых книг нужно дозреть.

Довольно занятна глава с правами читателя, в которых заметны пути преодоления книжного снобизма.



1) Право не читать.
2) Право перескакивать.
3) Право не дочитывать.
4) Право перечитывать.
5) Право читать что попало.
6) Право на боваризм.
7) Право читать где попало.
8) Право читать вслух.
9) Право втыкаться.
10) Право молчать о прочитанном.

Автор даёт понять, что не читающие люди не плохие, не нужно быть предвзятым из-за этого, наталкивает на мысль о том, как понять, есть ли у тебя потребность в чтении прямо сейчас, как определить свой вкус в литературе и т.д..

В целом работа оставляет после себя сильное впечатление, я однозначно посоветую её к прочтению всем родителям, педагогам и любителям текстов о книгах.