Больше рецензий

MagicTouch

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

5 июня 2022 г. 15:14

254

5 Полезная книга, которая вновь стала модной.

Книга Иосифа Вениаминовича Ребельского «Азбука умственного труда» одна из тех книг, которые действительно полезно читать для самосовершенствования.
Если вы принадлежите к тем людям, которые читают (или перелистывают) подобные работы для того, чтобы похвалиться потом перед знакомыми своей начитанностью, то вам, безусловно, можно прочитать и эту книгу, ибо в наши дни она стала модной.
Ну, а если вы действительно хотите сделать свой труд более продуктивным, хотите организовать его рационально, то уж вам эту книгу нужно прочесть НЕПРЕМЕННО.

Иосиф Вениаминович Ребельский родился в 1894 и умер в 1949 году. Он был врачом-психиатром, участником Великой Отечественной войны, профессором и автором ряда книг по организации образования и самообразования.
Советская страна СТРЕМИЛАСЬ дать людям образование. Не фиктивное образование, вершиной которого является Диплом, написанный студенту за деньги другим человеком, а образование ДЕЙСТВИТЕЛЬНОЕ, которое сделало бы его обладателя полезным членом нового общества.
В такое время «Азбука умственного труда» Ребельского, впервые увидевшая свет в 1926 году, спустя всего год с небольшим была переиздана уже в ДЕСЯТЫЙ раз. А всего она (если верить Википедии) выдержала 14 изданий.

В наши дни труд этот был переиздан. Более того, он пользуется спросом, и о нём в Интернете можно найти немало отзывов.
Что же полезного в этой книге, которой идёт теперь уже 96-й год?

Полное название этой работы таково: «Азбука умственного труда. Как организовать свой труд и отдых, как пользоваться своею памятью, как читать, как слушать, как готовиться и выступать с докладом».

А появилась книга так.
В 1924-25 учебном году Иосиф Вениаминович читал курс «Азбуки умственного труда» для уездных партработников при ЦК ВКП(б).
Ученики Ребельского пришли, что называется, «от сохи». Прежняя (царская) власть их способности к умственному труду не использовала, думать и действовать рационально не учила, эксплуатируя лишь физическую их силу. Теперь же настало время научить этих людей работать умственно и делать это всерьёз. Перед Ребельским стояла задача говорить со своими учениками простым языком и учить их действительно полезным вещам.
Курс профессора имел успех и, значительно сократив его текст, оставив в нём лишь самые «сливки» смысла, автор издал его отдельной книгой, десятое издание которой, изданное в 1929 году и переизданное в наши дни, вы можете купить и использовать себе на благо.

Объём книги Ребельского составляет всего 140 страниц. Читается она легко. Между тем, я не думаю, что серьёзный читатель осилит её в один день.
Почему?
Дело в том, что читать Ребельского это не совсем то же самое, что читать Мориса Дрюона. Автор учит нас здесь очень многим полезным навыкам, и по мере чтения нам хочется навыки эти усвоить.
Я, например, прочитав в «Азбуке умственного труда» кое-что новое для себя, сначала обдумывал это, как бы прокручивал в голове данную автором мысль, рассматривая её с разных сторон. Затем я старался применить идею автора на практике. И только потом, спустя день или два, двигался в своём чтении дальше.

Судите сами.
Не считая двух коротеньких предисловий и введения, текст книги состоит из двенадцати лекций.
Вот названия некоторых из них: «Организация умственного труда», «Как работать с книгой», «Десять правил чтения», «Выписки из книги, как их делать и как ими пользоваться», «План, тезисы и конспект прочитанного», «Как выступать с докладом».
Как видите, темы непростые.
«Навыки умственного труда», - пишет автор, - «как и навыки физического труда, приобретаются упорным трудом, и единственно, чем наука может помочь вступающему на путь умственного труда – это указанием целого ряда правил теоретического и практического порядка, которые в состоянии облегчить завоевание навыков умственного труда.
Вот изложением этих правил мы и предлагаем заняться в наших общих лекциях-беседах».

Вот, оказывается, для чего нужна эта книга.

А как представляет профессор Ребельский своего читателя? Кому адресует он свою работу?
«Такая краткая и сжатая работа нужна тому» - пишет автор, - «вполне технически-грамотному, много работающему над своим самообразованием, активисту-рабочему, пропагандисту, рабфаковцу и молодому студенту, на которых она, главным образом, рассчитана».
Эти слова написаны почти 100 лет назад. Если же говорить о сегодняшней реальности, я порекомендовал бы эту книгу каждому студенту вуза или колледжа, а также ученикам старшей и средней школы.
(Конечно, речь идёт только о тех учащихся, которые действительно ХОТЯТ чему-то научиться, а не получить лишь престижный диплом, чтобы устроиться потом на тёплое местечко).

В современной школе с некоторых пор введена так называемая проектная деятельность. Хорошо ли это – разговор отдельный. Но уж поскольку она существует, детям нужно каким-то образом с ней справляться.
Будучи школьным учителем и курируя несколько «проектников» (или как их потом будут называть?), я столкнулся с тем, что даже вполне успешные (по теперешним меркам) ученики не умеют работать с книгой. Не умеют выбирать из них главное, не умеют отличить главное от второстепенного, не умеют толково составить тезисы, не способны дать собственный и в то же время объективный анализ изученных произведений.
Иногда реализация школьного проекта сводится, по сути, к написанию текста, удивительно напоминающего университетскую курсовую работу. А написание курсовой требует как раз тех умений, которым учит эта книга.

Я закончил университет с Красным Дипломом и, читая эту книгу, понял, что многое в ней мне знакомо. Чему-то меня учили профессора, до чего-то я дошёл сам в течение жизни. И всё же я нашёл много для себя полезного в этом пособии. А это значит, что школьники и студенты найдут здесь для себя гораздо больше, чем я, того, что могут использовать с толком.

Мне понравилось в книге очень многое.
Например, в первой лекции Ребельский даёт толковый совет, как можно увеличить свою норму выработки. Как сначала определить её. Как затем проанализировать причины того, почему сейчас мы тратим своё время так, а не иначе. И как затем учиться использовать своё время рационально.
Первая лекция учит тому (по крайней мере, меня), что многие, начинающие новую жизнь «с понедельника», не добиваются успеха в силу того, что просто не умеют взяться за дело правильно.
Организм человека вовсе не желает подчиняться произволу своего хозяина. Он живёт по определённым законам. И работать с ним надо, СЧИТАЯСЬ с этими законами, а не абы как.
Ребельский ПОШАГОВО разбирает, что и как нужно делать, чтобы рационализировать свой труд.

Понравилась мне часть первой лекции, трактующая о том, как правильно организовать рабочее место.
Организация рабочего места – одно из моих слабых мест. На это мне неоднократно ещё в детстве указывал отец. Но он так и не смог приучить меня к порядку. А вот Ребельский – приучил. Или, по крайней мере, - приучает. Всего из двухстраничного кусочка книги взял я для себя очень многое.
В этой же лекции даны отличные советы о том, как умело распределить свою работу. Тема, вроде, простая, что называется, школьная. Но и тут я нашёл для себя решение по крайней мере одной проблемы, которая мучила меня годами.

Лекция, посвящённая гигиене умственного труда, бесценна тем, что даёт очень толковые советы, как работать и отдыхать ПРАВИЛЬНО.
Ведь не секрет, что многие, даже талантливые и трудолюбивые люди, работают на износ потому, что не умеют организовать свою систему труда и отдыха. А ведь если труд организовать верно, то не только здоровье своё сохранишь, но и сделать сможешь больше!

В третьей лекции даны разумные советы о том, как улучшить свою память. Вернее, о том, какие приёмы надо использовать, чтобы изучаемый материал лучше запоминался.

В четвёртой лекции автор пишет о том, как надо РАБОТАТЬ с книгой.
Просто прочесть роман или трактат – это ещё не всё. Это может быть даже ничем. Сегодня человек прочёл книгу, а завтра уже и вспомнить не может, о чём она. Но такое чтение – просто трата времени. Не лучше ли читать меньше, да лучше? Как читать так, чтобы извлекать из чтения максимальную пользу? И здесь автор даёт читателю точные отработанные приёмы.

Все лекции-главы этой книги хороши. Все полезны.
Но мне больше всего понравилась седьмая лекция, посвящённая тому, как делать выписки из книг и как этими выписками пользоваться.
Я ВСЕГДА читаю с карандашом. Всегда подчёркиваю, отчёркиваю, ставлю на полях восклицательные знаки и «Nota bene», а затем делаю выписки. Конспектировать я учился по «Философским тетрадям» Ленина.
Но как РАСПРЕДЕЛЯТЬ, как УПОРЯДОЧИВАТЬ выписки из книг, и как затем ПОЛЬЗОВАТЬСЯ ими, - об этом я не имел столь хорошего понятия, которое даёт профессор Ребельский.
В наше время советы Ребельского об упорядочивании выписок можно значительно усовершенствовать, что я и поспешил сделать.
Мы можем теперь делать выписки не вручную из бумажного издания, а пользуясь электронной копией книги, почти молниеносно разбрасывать выделенные цитаты по нужным папкам. Пользуясь пособием Ребельского, можно составить толковую картотеку цитат гораздо быстрее, чем сделал бы это 100 лет назад сам профессор. Мне, во всяком случае, удалось, пользуясь методикой Ребельского, в короткое время составить хорошие копилки цитат на интересующие меня несколько десятков тем. Цитаты эти легко найти, ссылки на источники в них даны максимально точно, находятся они на компьютере и, следовательно, не занимают места в комнате. Да и в компьютере такие цитатники весят очень немного. Но главное – их удобно читать (печатный текст лучше любого почерка), и они раскрывают интересующие меня темы довольно полно.

В конце каждой своей лекции-главы Ребельский даёт ссылки на другую полезную литературу по затрагиваемой им теме. В этих списках литературы много отличных и полезных книг!

Словом, «Азбука умственного труда» может стать одной из важнейших настольных книг школьника, студента и даже всякого взрослого, занимающегося самообразованием.
Я бы советовал приобрести эту работу каждому мыслящему человеку!