Больше рецензий

SkazkiLisy

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

21 июня 2022 г. 15:45

5K

5 Истинное сокровище в душе

Хозяйка Медной горы — мой любимый персонаж. Эта величественная повелительница царства драгоценных камней. Перед читателями она предстает в разных обличьях - то шустрая зеленная ящерка, то гордая молодая женщина в платье, расшитом драгоценными камнями.

В своих сказах Бажов балансирует между мистикой и реальностью. Ведь сильная женщина для произведений 1936 года - что-то из области фантастики. Павел Петрович воплощает этот образ не только в фантастическом существе. Ведь Хозяйка Медной горы не человек, хоть об этом прямо и не говорится. Но и в образе Кати, хотя это будет позже, в "Горном мастере".

Главный герой в "Хозяйке Медной горы" - крепостной каменотес Степан. С детства его окружали легенды о Хозяйке Медной горы. И однажды встречается с ней сам, приняв ее за обычную девчонку. Умеет Хозяйка морочить голову тем, кто ее видит. Но представ перед Степаном в своем истинном облике, велела передать приказчику, чтобы тот убирался с рудника. Степан передал, за что был немедленно избит и закован в цепи. Хозяйка спасла его и привела в свое сказочное царство.

Эта своевольная красавица не просто пожалела, а полюбила Степана. И предложила ему остаться с ней в ее каменном царстве. Но Степан отказывает Хозяйке. Говоря, что любит Настеньку, свою невесту. Хозяйка оценила честность Степана и отпустила его, щедро одарив.

Степан и Настя смогли, благодаря дарам сказочной царицы, выкупиться из крепостничества. Но встреча с Хозяйкой не прошла даром для Степана. Не смог он перестать думать о прекрасной Хозяйке Медной горы. Каждый день стал он ходить в горы, в надежде вновь ее увидеть. Так и нашли его в лесу мертвым. Рядом сидела ящерка и плакала, а вместо слез катились из глаз ее изумруды. Не принесла счастья Степану встреча с этой таинственной сущностью.

Мотив же этого сказа, как и большинства других сказов Бажова, последовавших за ним - недостижимость совершенства в мастерстве. А может в том, что истинное сокровище в душевных качествах человека, а не в блестящих камушках.