Больше рецензий

BlackGrifon

Эксперт

Эксперт? Не, не видел

28 июня 2022 г. 10:19

280

5 Завтра однажды умрет

Трудно определиться: то, что происходит с природой – неизбежный процесс или вполне остановимое зло? Журналистка Элизабет Колберт поднимает два пласта – естественнонаучной истории и публицистического просветительства. Книга «Шестое вымирание. Неестественная история», вышедшая в 2014 году, содержит уже устаревшие данные, но писательский задор в переводе Алены Якименко не желтеет.

Массовое вымирание видов – результат естественных катастроф, от которых планету лихорадит миллионы лет. Историческую часть Колберт излагает очень доступно, но при этом строго. Пять смертельных эпох, пять монументальных полотен обреченности и естественности. Но вот наступает шестая эпоха – разумного вмешательство в истребление. Но разумное тут следует брать в саркастичные кавычки, ведь человек своей деятельностью коверно стал уничтожать всё, что его окружает.

Колберт ездила по всему миру, заглядывала в самые труднодоступные места и станции ученых, чтобы собрать горькие свидетельства вымирания животных и растений на подвластных человеку территориях. Мы боимся крыс и комаров, которые разносят чуму? Так вот, человек – носитель еще большей чумы. Вы без ума от романтики путешествий, покорения вершин и глубин? А теперь представьте, сколько бактерий, грибов и более сложно устроенных организмов вы, как диверсант, заносите в устойчивую экосистему. Одна из самых зрелищных и больных частей книги посвящена вымиранию американских летучих мышей. Маленькие безобидные существа тысячами стали погибать от грибка, который им занес человек. Колберт описывает этот геноцид как в сценарии для фильма-катастрофы.

Трогательные картины заботы о вымирающих носорогах, которые не хотят спариваться. Исчезающие коралловые рифы из-за закисления океана. Заселение незаконно вырубленных тропических лесов более неприхотливыми и агрессивными растениями, которые уже не могут дать приюта сотням аборигенов.

Это одна чудовищная, масштабная картина, которую Колберт фиксирует как свидетель. Но есть попытка уравновесить страх и гнев портретами исследователей из разных стран – чудаковатых подвижников, которые могут говорить только о своей страсти. Если обилие научных терминов (элегантно разъясняемых в процессе) и описание видов создают некую абстрактную научную среду, то человеческие портреты имеют не только документальную, но и публицистическую ценность. Ученые живут в самых диких и некомфортных местах, занимаются тошнотворными делами каждый день, чтобы спасать тех, кто так уязвим перед разрушительностью потребления.

«…жизнь чрезвычайно устойчива, но не до бесконечности…», - пишет Колберт. Не предупреждает, не занимается крикливым активизмом, а вдохновляет глубоким пониманием проблем, неизбежностью результатов, когда идет борьба за выживание. И предлагает отличать выживание от убийства и самоубийства. В финале автор книги прямым текстом заявляет, что если даже большинство не сожалеет о потере видов, то это не отменяет проблемы изменения среды, в котором и человеку не найдется места.

Книга – замечательный образец научной журналистики, даже если ее тема не трогает ни разум, ни воображение. Она учит видеть дальше собственной среды обитания, чувствовать живые нити, связывающие все естественные события в цепочки. И, несмотря на размах геологического времени, не оставляет иллюзий о том, что следует проживать сегодняшний день, как будто впереди их еще много.

Комментарии


Отличный отзыв!