Больше рецензий

Ladyofthedawn4

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

1 июля 2022 г. 21:08

3K

4 О Гофмане и символике смерти

Сказка незаслуженно считается жанром, ориентированном на ребенка. Если бы автор захотел создать исключительно поучительное произведение, то не стал бы писать 50 + страниц, наполненных столь сложной и непонятной ребенку символикой. Сказка – это вообще сложный жанр, который отражает коллективное сознание, если сказка народная, или индивидуальное сознание, если сказка авторская. Это иное, сказочное пространство, иная картина мира, а ее свойства не ограничиваются признаками полярности типа белое/черное, злой/добрый, правильно/неправильно.
К слову о жанре: фантастические элементы, гофмановская традиция дают основание называть произведение повестью фантастической романтической, назидательный аспект превращает ее в притчу, а сам Погорельскй называет свое произведение волшебной повестью.
картинка Ladyofthedawn4
Структура сказки интересна тем, что в произведении рассказывается две истории: (1) история об Алешу как ученике пансиона, о мальчике, к-го все любят, о его проступках и исправлениях, и (2) история, включающая Чернушку и путешествие Алеши в подземное царство.
Первая история об одиноком мальчике, которого родители определили в пансион и с к-ми он давно не виделся. Спасение им Черной курицы от смерти открывает новый этап в его жизни – этап дружбы.
Вторая история происходит на грани сна/видения и реальности, и читатель до конца не понимает, то ли мальчик спит, то ли в самом деле путешествует с курицей. В мире сна воображение Алеши трансформирует те образы и картины, которые он вычитал из рыцарских романов.
картинка Ladyofthedawn4
Здесь же важную роль играет символика смерти:
–переход в иной, подземный мир открыто отсылает к миру загробному;
– сон, обморок Алеши также как смерть, после к-го мальчик переживает воскресение.
И символика смерти, размытая граница сна и реальности, пограничное состояние сознания – очень отчетливые элементы романтизма, не говоря уже о влиянии Гофмана, создателя авторских романтических сказок.
Алеша предстает перед выбором – и выбирает сгоряча, он переживает испытание – и не сдерживает данное слово, но наказание он получает и в мире пансиона, где за ложь его секут розгами, и в волшебном/сонном/подземном мире, к-й лишает его данного ранее дара. Алеша вновь «умирает», переживая сильную горячку, вновь совершает этап перехода, обновления и очищения, превращаясь в того самого послушного и любимого всеми мальчика, каким был в самом начале.
картинка Ladyofthedawn4
Ощущение, что все вернулось к началу и круг замкнулся. Все тот же мальчик в пансионе, к-й давно не видел родителей и к к-му все благодушно относятся. Только вот, уже нет Чернушки, и памяти у Алеши о пережитом тоже нет. А что есть? Есть просто Алеша, послушный, добрый, скромный, прилежный, пример для товарищей.
Закончилась сказка «дружбой», но осадочек остался, потому что много внезапно жестоких моментов в ней всплывает, начиная от преследования кухарки с ножом курицы (зрелище явно не для слабонервных, не говоря уже о том, что происходит сцена на глазах у ребенка), продолжая охотой на крыс в подземном царстве, зверинцем, в котором живность привязана золотыми цепями, заканчивая розгами... и, конечно же, вновь появлением золотых цепей на руках Чернушки-министра.
Драматично, грустно, по-Гофмански неоднозначно.

Очень нравятся светлые иллюстрации Ники Гольц, министр вообще очаровашка)
картинка Ladyofthedawn4

Прочитано в рамках
игры "Цепочка"
игры "Дом мечты"
моба "В окрестностях Олимпа. Афродита" в рамках клуба "Мир аудиокниг"