Больше рецензий

MagicTouch

Эксперт

Эксперт Лайвлиба

5 июля 2022 г. 11:33

135

4.5 ПЕРВАЯ книга рассказов Зинаиды Гиппиус: "Новые люди".

«Новые люди» - это ПЕРВАЯ книга рассказов «декаденской мадонны», автора-символиста Серебряного века русского искусства Зинаиды Николаевны Гиппиус (1869 – 1945).
Сборник включает в себя 13 рассказов, созданных автором в период с 1890 по 1896 год.
9 из этих рассказов были напечатаны ранее в различных периодических изданиях, и только 4 рассказа сборника были незнакомы читателю.
Произведения, вошедшие в сборник, принадлежат НАЧИНАЮЩЕМУ автору, и, в общем, по ним это заметно. Но мне, признаться, даже нравятся такие, не вполне зрелые вещи, которые автор лелеял в юношеской душе, может быть, несколько лет, - ведь то, о чём человек решил написать В ПЕРВУЮ очередь, наверное, очень важно для него, и является его ГЛУБИННОЙ мыслью.
Есть во всех этих рассказах нечто общее – все они описывают интеллигентскую или околоинтеллигентскую жизнь, жизнь людей образованного класса. Правда, немало пишет автор и о прислуге, а иногда (в рассказе «Простая жизнь») девушка из простонародья Прасковья является даже главной героиней. И всё же люди из народа призваны Гиппиус, скорей, для того, чтобы лучше оттенить жизнь и размышления её интеллигентных героев.
В 1890-х годах многие наши писатели посвящали бо́льшую часть своего творчества описанию жизни ПРОСТОГО народа. Так поступали Чехов, Бунин, Горький, да мало ли? Но Зинаида Гиппиус явно НЕ из их числа.
Более того, Гиппиус любит описывать не совсем обычных людей, не обывателей, не филистеров. В каждом её герое есть что-то особенное, некая «сумасшедшинка». И часто «сумасшедшинка» эта с неким потусторонним, эзотерическим привкусом.
Среди 13-ти рассказов есть одна сказка («Время»), и её главная героиня, принцесса, является, пожалуй, самой «нездешней», самой вычурной.
Героями рассказов Гиппиус могут быть и юные девушки («Смирение», «Цыганка», «Мисс Май» и др.), и маленькие девочки («Совесть»), и юноши («Яблони цветут», «Одинокий» и др.), и маленький мальчик («Месть»).
Герои Гипиус не заражены модным в то время неверием, увлечением биологией и другими естественными науками. Наоборот, они часто думают о вопросах вечных, непреходящих, всерьёз отдаются любви, ищут абсолютные ценности. На страницах книги мы встречаемся с девушкой, которая из совсем не бедной семьи уходит странницей в монастырь («Легенда»), встречаем девушек, которые укреплены своей душой во что-то немножечко сверхъестественное («Яблони цветут», «Мисс Май»). Пишет Зинаида Гиппиус, правда, и о современных ей социальных проблемах («Простая жизнь», «Смирение»), но всё же она не из числа авторов, которые придают социальным проблемам хоть сколько-нибудь серьёзное значение. Главное для автора – глубины души человека, его индивидуальные особенности, его таинственность, непохожесть на других, его не-до-конца-раскрываемость. Герои Гиппиус, имея много понятных и знакомых нам всем черт, подчас имеют в себе частичку кантовской вещи-в-себе – некий невыразимый, непознаваемый закуток.

В СССР такие произведения не приветствовались, а Гиппиус до перестройки не печаталась в принципе, т.к. помимо писательства, она была известна своей ярой антисоветской позицией.
Мне нравится этот автор, а книга, на мой взгляд, заслуживает внимания всякого, интересующегося русской культурой вообще и культурой Серебряного века в частности.