Больше рецензий

Тар Оксана (tarokcana8)

Эксперт

Эксперт по парадоксам

18 июля 2022 г. 20:12

405

5 Соотношение процессов по киборгизации людей и гуманизации роботов.

Повесть освещает злободневный вопрос:  где  граница, отделяющая андроидов  от людей?  Книга написана в 1976 году и в то время рассматривалась как твёрдая фантастика.  Сейчас, когда есть прецедент получения роботом гражданства, ситуация, придуманная Айзеком Азимовым воспринимается уже по-другому. В  книге  описывается процесс трансформации классического робота-слуги сначала в андроида, а потом в человека.  При каких условиях разумного робота можно признать человеком?  "Я имею внешность человека и эквивалентные ему органы. Мои органы практически идентичны некоторым из тех, что имеются у людей в качестве протезов." Перефразируя известное выражение получаем логическую цепочку: если кто-то выглядит, как человек, говорит, как человек, и действует, как человек, то это и есть человек? Так ли это?
У робота Эндрю - главного героя повести, получилось стать человеком, что было  засвидетельствовано юридически.  Что побудило его  захотеть изменения сущности автор  не раскрывает. Подробно и эмоционально  описывается процесс преобразования.  Цена, которую Эндрю заплатил за абстракцию  "быть человеком"  очень высока.
Сюжет книги сейчас звучит особенно остро.  Вокруг нас в реальном времени идут процессы по
киборгизации людей и по гуманизации роботов.  Разумно или нет желание некоторых людей за счёт механических и электронных имплантов повысить уровень жизни - это каждый решает сам. А вот на пользу ли пошло желание робота Эндрю стать человеком,  можно узнать только прочитав эту замечательную повесть.
Человеку всегда было свойственно одушевлять неживые предметы. Чем сложнее и/или дороже механизм, тем большее количество людей обращаются с ним как с живым: беседуют, просят, ругают, хвалят.
Имплантации и замены органов  стали неотъемлемой частью нашей жизни. Кибернетические технологии позволяют заменить практически любую часть тела, включая внутренние органы.  Вот и получается:  люди активно используют принципы трансгуманизма, считая необходимым внедрение передовых технологий в области медицины, информатики и биотехнологии для достижения образа постчеловека.
Я, к счастью, не знаю, что по этому поводу думают роботы, но повесть "Двухсотлетний человек" даёт интересное видение ситуации.  Всё нижесказанное не следует распространять на  роботов вообще, рассуждения касаются только мира роботов, придуманного Айзеком Азимовым и существующего по трём
законам робототехники.
Так вот, такому миру роботов  я начинаю завидовать. В морально-этическом плане роботы Азимова гораздо человечнее людей, потому что у них нет вседозволенности.
Каждый из нас, в принципе, может нарушить любые правила. Рамки человеческой свободы ограничивают:  закон, мораль и сознание. Такие границы  преодолимы. Поэтому люди, пользуясь отсутствием абсолютных запретов, могут врать, брать заведомо чужое, лишать друг друга жизни.  Робот, даже  обладая полной свободой, нарушить закон не может, а  значит не может не только причинить человеку вред, но и вообще  с человеческой точки зрения не может поступить плохо.
В связи с этим, автор проводит интересную мысль о правах роботов: "Если у роботов есть три закона, защищающих людей, разве чрезмерна просьба о том, чтобы и у людей был закон, защищающий роботов?"
Многие идеи автора  и сейчас остаются революционными. Некоторые - стали пророческими. Однозначно советую прочитать повесть не только любителям фантастики, но и всем, кого интересуют современные процессы гуманизма и трансгуманизма.

Комментарии


Очень интересная рецензия, заставила задуматься.
Я думаю, что да - выглядит и ведёт себя как человек - значит, человек. А некоторых людей ротаторному критерию можно смело лишать человекости.