Больше рецензий

25 июля 2022 г. 13:09

557

4

В очередной раз перечитывала “Мэнсфилд-парк” и поймала себя на мысли, что если бы этот роман написала не Джейн Остин, я оценивала бы его гораздо выше. Конечно, это хорошая книга, но ведь от автора “Гордости и предубеждения” не ждешь просто “хорошей книги”, а ждешь чего-то по-настоящему прекрасного, совершенного.

“Мэнсфилд-парк” — единственное произведение Остин, которое кажется мне устаревшим: тяжеловесным, нравоучительным и очень морализаторским. Конечно, роман написан со всей свойственной ей проницательностью и наблюдательностью, но нет здесь ни лёгкости, ни задора. Место весёлой насмешливости заняли едкие и довольно злые колкости, а над недостатками персонажей больше не удается смеяться.

Сюжет развивается неспешно, в книге мало действий и почти нет событий, это, скорее, роман-размышление. В десять лет главная героиня Фанни Прайс попадает в богатую семью своего дяди, сэра Томаса Бертрама: когда-то сестре матери Фанни очень повезло выйти за него замуж. Сама мать девочки безрассудно и неудачно связала жизнь с моряком “без образования, состояния и связей”, родила одного за другим девять детей и погрязла в домашних тяготах и бедности. Чтобы немного помочь Прайсам, родственники решают взять на воспитание одного из детей. Так начинается книга, и так Фанни из шумного приморского Портсмута попадает в усадьбу Мэнсфилд-парк. Девочка получает прекрасное воспитание и образование, растет в богатом доме, но ей никогда не дают забыть, что она не ровня кузинам и кузенам. Фанни учится стойко сносить обиды и пренебрежение, приноравливается к капризным и вздорным характерам членов семьи и старается быть полезной. Несмотря на трудности, девушка вырастает доброй, совестливой и благодарной, умеет ценить то, что имеет, и готова к самоотречению и смирению.

Одну только Фанни — “милую мою Фанни” — выделяет автор на общем фоне. В книге практически нет других положительных персонажей. Кто-то ленив, кто-то глуп, кто-то эгоистично зациклен только на себе, и все они полны заблуждений, недостатков и пороков. Но мне здесь сложно соглашаться с Джейн Остин: сложно осуждать то, что она осуждает, и одобрять то, что одобряет она. Именно в этой книге ярче всего видно, насколько изменился мир за две сотни лет. Главная героиня — пример всех мыслимых достоинств и добродетелей, кроткая и тихая — плывает по течению и не имеет возможности на что-либо повлиять или изменить в своей судьбе. Её жизнь подчинена прихоти и воле окружающих, а счастливый конец складывается только благодаря случаю.

Но даже happy-end в этой книге для меня спорный. Фанни связывает жизнь с любимым человеком, с тем, кто более достоен её. Точнее с тем, кого сама Джейн Остин назначает более достойным. Но я никак не могу избавится от ощущения, что не так уж плохи те, кого Остин называла “плохими”, и далеко не так хороши те, кого назвали “хорошими”. Избранник Фанни так же эгоистичен, так же самовлюблен, только еще и считает себя лучше, выше и порядочнее других — то что мы сегодня назвали бы “белым пальто”. Честно говоря, не могла не вспоминать Сен-Джона Риверса, героя “Джейн Эйр”, говорящего: “Нет, Джейн, нет, земная жизнь дана вовсе не для наслаждения, не пытайтесь сделать ее такой; и не для отдыха, - не предавайтесь лени.” С той только разницей, что своего “Сен-Джона” Фанни полюбила…

В общем, в моем личном рейтинге произведений Остин “Мэнсфилд-парк” встает лишь четвертым: после “Гордости и предубеждения” и “Доводов рассудка”, которые делять между собой первое место и моё сердце, и после “Разума и чувств”.