Больше рецензий

25 июля 2022 г. 17:30

822

3 Ватерлоо

Восемнадцатилетний Жюльен Сорель хоть и сын верьерского плотника, обладает феноменальными способностями. Например, он может запомнить наизусть текст любого формата, а в знании латыни так и вовсе превосходит иных учёных мужей. С такими способностями "путь наверх" ему обеспечен, особенно по стези церкви, но тут мэр Верьера предлагает Жюльену тёпленькое местечко детского гувернёра.

Начнём с того, что Стендаль - вовсе не Стендаль, а Мари-Анри Бейль - знатный вояка (был под Бородино), масон, консул в Италии, истовый поклонник Наполеона. С такой богатой биографией ему не хватало только одного - таланта писателя. Ну, скажем мягче, литератор он был средненький, что отмечали его более поздние коллеги-земляки от Гюго до Золя. Однако лёгких способностей публициста и искусствоведа ему вполне хватило, чтобы написать несколько романов и повестей. "Красное и чёрное" (критики до сих пор интерпретируют смысл названия) появилось из-под пера Стендаля, когда он уже прилично набил руку за столом. Как и всё созданное французом, история выскочки Сореля грешит слабостью композиции, сумбуром сюжетной линии, обилием политики, топорностью стиля и общей претенциозностью (эпиграф к каждой главе - это явно перебор). Однако ему удалось почти невозможное - он создал психологический портрет героя, выписав душу и сердце Жюльена так, как не снилось никакому Достоевскому, ведь финальная часть книги - явная матрица будущих сцен суда из "Братьев Карамазовых".