Больше рецензий

28 июля 2022 г. 23:41

1K

4

Как-то по учебе мне нужно было сделать конспект "Протестантской этики и духа капитализма" Макса Вебера. Это оказалось несколько более сложное задание, чем я ожидала из-за непривычного стиля изложения. Эти витиеватые предложения, длинной в абзац, где сначала нужно прочитать переводы вставок на французском или латыни, а потом еще раз все предложение целиком... Пояснения в скобочках, какое именно из немецких слов, переводящихся на русский одинаково, но имеющее разные смысловые оттенки в оригинале, было использовано в данном случае... Многостраничные примеры из истории всего, призванные подтвердить авторскую идею при почти полном отсутствии цифр... "Homo ludens" написан ровно так же.

Центральная идея, которая формулируется и доказывается в "Homo ludens": игра существовала раньше культуры, а возникновение и существование культуры немыслимо без игрового элемента. Понятию игры даже дается относительно лаконичная формулировка.


Мы можем назвать игру, с точки зрения формы, некоей свободной деятельностью, которая осознается как "ненастоящая", не связанная с обыденной жизнью и тем не менее могущая полностью захватить играющего; которая не обусловливается никакими ближайшими материальными интересами или доставляемой пользой; которая протекает в особо отведенном пространстве и времени, упорядоченно и в соответствии с определенными правилами и вызывает к жизни общественные объединения, стремящиеся окружать себя тайной или подчеркивать свою необычность по отношению к прочему миру своеобразной одеждой и обликом.

Большую часть книги составляет демонстрация игрового элемента в разных областях культуры (искусство, правосудие, военное дело, наука...) на протяжении истории со ссылками на Грецию, Рим, германские племена, Индию, Китай, Японию и так далее. Если принять точку зрения автора, люди прошлого становятся как-то понятнее. Сколько раз читая про всякие средневековья я думала, как могли взрослые адекватные люди всерьез делать то-то или то-то. А так получается, что они и не совсем всерьез это делали, и все встает на свои места.

Жаль, что в книге нет конкретной формулировки, что есть культура. В последних главах такая формулировка бы не помешала, так как автор доходит до современности и огорчается, что нынешняя культура совсем не та, что была на протяжении всей истории человечества. Оказывается, за XIX век из-за культа науки и промышленной революции человечество стало серьезным, как никогда.


Если какой-нибудь век и воспринимал всерьез себя и всё сущее вообще, то это был век девятнадцатый. <...> Знатный господин былых времен, пышным нарядом выставлявший напоказ свой вес и достоинство, становится человеком серьезным. В своем нынешнем платье он больше не играет героя. Надевая цилиндр, он водружает себе на голову символ и венец серьезного отношения к жизни.

В итоге, весь игровой элемент из культуры безжалостно изгнали. К сожалению, я так и не смогла понять, чем именно культура начала XX века стала хуже, окончательно перестав быть игрой. Но автору такая "серьезная" культура внушает опасения относительно будущего человечества. С учетом того, что книга написана в 1938 году, возможно, не зря.

Нон-фикшн 2022
KillWish