Больше рецензий

KatrinBelous

Эксперт

Магистр Книжной Магии

15 августа 2022 г. 09:04

730

5 "— Иногда надо перебирать не только грехи отцов, мистер Ламприер, но и их несчастья." (с)

Время действия: 1600 / 1628 / 1787 г.
Место действия: о. Джерси / Англия, Лондон / Франция, Ла-Рошель
Впечатления: Даже дочитав этот роман, спустя 2 месяца неторопливого, но увлекательного своей необычностью чтения, я не совсем понимаю, а что это я такое прочитала))) Это не исторический роман, хоть есть привязки к странам, эпохам и реально существовавшим лицам. Это не фэнтези, потому что тут вроде как нет выдуманных элементов и магии. Возможно магический реализм? Или мифологический роман? Постмодерн? Или вообще абсурдисткий сон главного героя на 700 страниц? В общем, это что-то очень непонятное и необычное. Но мне понравилось!

На поверхности по сюжету "Словарь Ламприера" - приключенческий роман. В двух словах можно сказать, что главный герой решил проследить историю своего рода в прошлое. Из-за внезапной смерти отца, странного завещания и записей, которые обнаружились в его кабинете. Если копнуть глубже, то главный герой пытается понять предпосылки гибели отца, которая выглядит неестественно. И узнает, что уже 200 лет над его родом тяготеет странный рок - мужчины погибают всегда преждевременно, а не от старости в своей постели. И всё это как-то связано с предком рода Ламприеров, его торговыми махинациями в уничтоженной Ла-Рошели и загадочным кораблём Ост-Индской компании, маршрут которого долгие годы пытался отследить его отец. Так, главный герой, юный недотепа Джон Ламприер, помешанный на чтении, изучении истории и мифологии, совершенно не приспособленный к самостоятельной жизни, уезжает из дома на острове Джерси в бурлящий Лондон, чтобы начать поиски прошлого своего отца и рода.

"Правители и герои, нимфы и сатиры шествовали по пространствам души юного знатока классической древности, забавляясь любовью и кромсая друг друга на части, играя и переигрывая сцены, за которыми он жадно следил, вчитываясь в творения древних."

Вторым же слоем тут идёт мифология и историческая подоплека. На самом деле я думаю, что без хотя бы начального знания истории Франции (о борьбе с гугенотами, кардинале Ришелье и короле Людовике 13, о французской революции и короле Людовике 16) и греческих мифов (историй об основных богах, героев и их деяний), читать "Словарь Ламприера" нет смысла. Слишком много в нем мифологии, слишком часто придётся отвлекаться от повествования и читать комментарии. К тому же Джон Ламприер между делом пишет мифологический словарь, рассуждает о героях и богах, их приключениях и трагедиях, и косвенно сам становится участником различных древнегреческих сюжетов. Например, здесь есть эпизоды завязанные на мифах о Парисе, Ифигении, Актеоне, Эдипе, Дедале.

Кстати, тут я встретила ещё одну, редкую, трактовку мифа об Ифигении. И огромное спасибо подробным комментариям после романа, из них я почерпнула пару идей на что обратить внимание в дальнейшем. Мне всегда было очень жаль эту героиню. Ехать на свадьбу с Ахиллом, и оказаться по воле отца принесенной в жертву... ну обидно как-то очень. А здесь мне подарили надежду, что жизнь Ифигении не окончилась на алтаре, её спасла богиня Диана, сделала жрицей на Тавриде и поспособствовала её встрече с братом. Но и на этом история не закончилась, хотя судьба Ифигении и затерялась в веках. Эх, написала бы Мадлен Миллер о ней роман!

И отсюда вытекает ещё одна характеристика романа - как и мифологические сюжеты, повествование в "Словаре Ламприера" может быть как кровавым, с некими мерзкими описаниями, так и абсурдным, причём с фантастическими допущениями. А сюжет не всегда придерживается линейности, он хаотичен и часто скачет как он хочет. Приключения Джона Лампириера прерываются экскурсами в историю, а потом пьяными оргиями, внезапным копанием в голове наемного индийского убийцы, юридическим разбором документов, которые могут принести чуть ли не мировое господство, а потом тайными собраниями во чреве земли, которые выливаются в жестоко срежисированные покушения, да тут даже есть брат сэра Филдинга в качестве слепого инспектора и роботы!..

О третьем слое, замешанном на символизме, нумерологии, исторических иллюзиях, даже и говорить нечего. Кто разбирается, тот поймёт. Кому интересно по верхам, тот прочитает разбор этого романа критиками, ну или хотя бы послесловие, там некоторые смыслы, заложенные автором в роман вполне доступно обьяснены. Я до уровня считывания символизма как профессиональный читатель не дошла, но с новым пониманием перечитать "Словарь Ламприера" будет определённо любопытно.

Не могу не отметить свой любимый эпизод - встречу меня, читателя, с пиратским судном на страницах романа. И уж того насколько странное это будет за судно я точно не ожидала. И пираты тут смогут удивить даже бывалого книголюба. Пускай они появляются лишь в небольшой части истории, но "противостояние" пиратского корабля и морских люминисцентных водорослей определенно мой самый любимый момент романа))) Это было великолепно, гениально, восхитительно, очень смешно и одновременно трагично. Просто представьте суровое пиратское судно чёрного цвета, на макушке флаг с черепом, вооружённые пираты на борту, а вокруг сверкающий ковёр водорослей, которые влюбились в судно, и подсвечивают его круглые сутки))) Какая уж тут пиратская охота, с такой то подсветкой))))

"Петер Раткаэль-Герберт на борту «Сердца Света» открыл глаза навстречу заре и подумал, что нет на свете ничего лучше, чем плавать по морю в июне и быть пиратом."

А из любимых персонажей не могу не упомянуть юриста и адвоката Пеппарда, который только из-за чувства справедливости и чести пошёл против могущественной Ост-Индской компании за что и поплатился, а ещё совершенно таинственного и непонятного персонажа в чёрном с неизвестным родом деятельности и намерениями - Септимуса. Почему-то он ассоциировался у меня с принцем Септимусом из фильма "Звёздная пыль", как будто с него списан)

Но было и линия, которая мне совершенно не понравилась, - любовная. Сама по себе она вполне оправдана мифологической подоплекой романа. Но меня раздражала девушка, в которую влюбился Джон, потому что она самая красивая, и из-за которой постоянно попадал в неприятности, а точнее смертельные ловушки. А если учесть, что она косвенно повинна в гибели его отца, страсть к ней не смотря ни на что кажется противоестественной. Хотя и сама Джульетта, как в той самой трагедии Шексира, после многочисленных участий в кровавых спектаклях, и не надо говорить, что её заставили!, по иронии судьбы сама уничтожила то, что искала всю жизнь. Расплата за зло всегда последует, рано или поздно.

Итого: В отзывах перед романом я увидела сравнение "Словаря Ламприера" с долгим плаванием на корабле со всеми перепитиями морского путешествия. Иногда на море полный штиль, книга читается очень неспешно, а иногда так штормит, что только успевай страницы переворачивать! Бывают главы, когда чтение кажется трудным и выматывающим, а потом встречается какой-нибудь прекрасный эпизод или описание, и книгу не хочется выпускать из рук. Так что чтение Норфолка - это действительно как отправиться в морское путешествие на корабле.

От себя же могу сказать, что это не роман, а целая литературная глыба. Не могу даже представить, сколько нужно было сил, времени и таланта затратить писателю, чтобы написать что-то подобное. И как написать! Слог Норфолка, его описания, метафоры - великолепны. И пускай в плане сюжета, а скорее все же жанра, "Словарь Ламприера" не совсем моя история, но за то время, что я его читала, он стал настолько моей личной историей и обзавёлся столькими заметками из моей повседневной жизни, что было бы предательством по отношению к книге поставить ей ниже "5". К тому же я уверена, что Норфолка будет интересно перечитать через много лет, а такие книги по умолчанию заслуживают высшей отметки. Ну и конечно, автор по умолчанию попадает на полочку избранного.

"Он оглядывает каменные стены и своды пещеры и думает о других подобных ей помещениях. Уединенные святилища элевсинских мистерий, потайные храмы орфиков, ритуалы которых давно забыты, неведомые суды, перед которыми никогда не представали обвиняемые, другие каббалы, диктовавшие направления, по которым шло развитие мира. Тайные собрания, такие как сегодняшнее, которые незримо управляют правителями, дергая их, как кукол, за нитки. И владыки подчиняются приказам тайной воли. Неспешный ритм принимаемых здесь решений диктует ритм мирового пульса. Катастрофы, войны, гибель королей — все это лишь временные меры, краткие паузы в беззвучной музыке тайных совещаний и соглашений между теми, чьи лица всегда остаются в тени. Все это ему известно. Но, подумал он, изменения — тоже часть игры."
картинка KatrinBelous
П.С. "Словарь Ламприера" Норфолка в послесловии переводчик сравнивает с "Маятником Фуко" Эко. Ну вот я и определилась, что читать у Умберто Эко дальше ^_^

Комментарии


Такая уютная скамеечка на фото)


Моя любимая локация для фотографий) Она ещё вся в сирени, а рядом груша - весной прям красота ^_^


Охх) просто захотелось туда)


*тут бы должно быть приглашение*
Но мы сейчас активная прифронтовая зона, поэтому просто продолжаем ждать и надеяться)))


Ох да(
Ми за вас молимося. Ми з вами.


я не совсем понимаю, а что это я такое прочитала

Вы прочитали роман о Лондоне



"Словарь Ламприера" Норфолка в послесловии переводчик сравнивает с "Маятником Фуко" Эко. Ну вот я и определилась, что читать у Умберто Эко дальше ^_^

Помню я как переводчик нахваливал роман. Вообще-то "Маятник" — то, что надо читать у Эко в первую очередь, ну и да, "Имя розы" тоже. "Маятник" рядом с "Ламприером", как гимнаст по сравнению с любителем фастфуда — лёгкий и подтянутый.


Почему о Лондоне? Там, кроме Лондона, достаточно локаций.

Что ж хорошо, что Эко так хорош)


Почему о Лондоне? Мне так показалось.
Если интересно: https://www.livelib.ru/review/1255556-slovar-lampriera-lourens-norfolk


У меня роман больше ассоциируется с Ла-Рошелью)
Интересная у вас рецензия, возможно, и у меня была бы такая оценка. Но я растянула роман на пару месяцев, поэтому мне обилие словес автора и опереточность злодеев нормально зашло)


А вот любопытно, Вы пару месяцев читали только этот роман или параллельно еще какие-то книги?)


Конечно, параллельно с другими книгами. 20-30 страниц Норфолка в день было комфортно, больше не хотелось)


Тогда ладно )